Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые функции Старого Света

© коллаж ИноСМИЕС и Китай
ЕС и Китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремительное развитие Китая поставило ряд вопросов перед Западом, в том числе предположение о том, что Китай собирается узурпировать ведущую роль Европы в мире. Поскольку ни дипломатическое давление, ни военное влияние не дают результатов в этом регионе, Европе лучше бы оставить все сложные вопросы Соединенным Штатам Америки. Но вряд ли это правильное решение.

КЕМБРИДЖ — Стремительное развитие Китая поставило ряд вопросов перед Западом, в том числе предположение о том, что Китай собирается узурпировать ведущую роль Европы в мире. Как удачно выразился один обозреватель, «Европейские правительства ничего не могут сделать в Восточной Азии, кроме как служить менеджерами по маркетингу для своих национальных бизнесов». Поскольку ни дипломатическое давление, ни военное влияние не дают результатов в этом регионе, Европе лучше бы оставить все сложные вопросы Соединенным Штатам Америки. Но вряд ли это правильное решение.

Для Европы рост Китая чреват серьезными последствиями, начиная со стратегии «стратегического разворота» США по отношению к Азии. После того как в течение более 70 лет Европа играла приоритетную роль в политике США, сегодня Европа теряет свое привилегированное положение в глазах руководства этой страны. Более того, продажа европейских высокотехнологических товаров двойного назначения, усложняющая роль США как гаранта безопасности в Азии, может привести к трениям между Европой и США.

И все же предсказания о том, что Атлантическое партнерство разрушается, сильно преувеличены. Показательно, что администрация президента Барака Обамы заменила термин «стратегического разворота» США на термин «восстановление равновесия», что свидетельствует об определенном изменении политики США. Это изменение говорит о том, что признание растущей экономической мощи Китая не уменьшает важную роль Европейского Союза, который остается крупнейшим экономическим регионом мира и основным поставщиком экономических инноваций, не говоря уже о таких ценностях, как защита прав человека.

Но это не значит, что рост Азии не требует определенных изменений в политике Европы. Когда началась промышленная революция, доля Азии в мировой экономике начала уменьшаться более чем с 50% до всего лишь 20% к 1900 году. Предполагается, что ко второй половине нашего столетия Азия восстановит свое экономическое господство — то есть будет создавать 50% мирового продукта и в то же время выведет из нищеты сотни миллионов людей. 

Это изменение — пожалуй, самое важное в 21 веке — ведет к серьезным рискам. Историки часто предупреждают, что страхи и неопределенности, возникающие при росте новых крупных государств типа Китая, могут привести к развитию серьезных конфликтов. В частности, приводится пример конфликта в Европе сто лет тому назад, когда Германия обогнала Великобританию в промышленном производстве.

В Азии, раздираемой территориальными спорами и историческими напряжениями, поддержка стабильного баланса безопасности является делом непростым. Однако есть и рычаги, которые могут помочь в решении этих проблем.

В 1990-х годах, когда администрация президента Клинтона изучала вопрос ответа на растущую экономическую мощь Китая, некоторые советники предлагали проводить политику сдерживания. Президент Клинтон отверг этот совет: невозможно возглавить анти-китайский альянс, принимая во внимание желание соседей Китая поддерживать с ним хорошие отношения; что еще более важно, такая политика гарантировала в будущем установление враждебных отношений между США и Китаем.

Вместо этого Клинтон выбрал политику, которую можно назвать «интегрируй и перестраховывайся». Когда Китай был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО), США вдохнули новую жизнь в свой договор о безопасности с Японией.

Если Китай будет проводить политику «миролюбивого развития», его соседи будут стремиться создать с Китаем сильные экономические связи. Если же он начнет применение политики силы — о чем говорят некоторые обозреватели в связи с последними действиями Китая на границе с Индией, а также в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях — соседи будут искать возможность сбалансировать эти действия, и поддержкой этого баланса станет присутствие военно-морского флота США в регионе.

Какова же роль Европы в этой ситуации? Для начала она должна контролировать и ограничивать экспорт товаров двойного назначения, чтобы не создавать более опасную ситуацию для США. Ведь даже с точки зрения торговли Европа заинтересована в региональной стабильности и безопасных морских коммуникациях. 

Кроме того, Европа может внести свой вклад в разработку правил, обеспечивающих безопасную торговлю. В частности, Европа может сыграть важную роль в применении и универсальной интерпретации Конвенции ООН по международному морскому праву, в отличие от специфической трактовки этой Конвенции Китаем (особенно с учетом того, что США даже не ратифицировали эту Конвенцию).

Вопреки заявлениям некоторых аналитиков, Китай не является ревизионистским государством типа нацистской Германии или Советского Союза, пытавшихся или пытающихся ниспровергнуть установившийся мировой порядок. Не в интересах Китая разрушение системы международных организаций — таких как ООН, ВТО, Международного валютного фонда, которые помогли ускорить рост развития страны. Учитывая ведущую роль Европы в этих международных организациях, она может помочь Китаю в получении достойного статуса в этих многосторонних организациях в обмен на соответствующую ответственную политику Китая. 

Хотя Китай и не пытается перевернуть мировой правопорядок, он проводит глубокую (и дестабилизирующую) трансформацию. Рост новых транснациональных проблем — изменение климата, терроризм, пандемичные болезни, компьютерная преступность, вызванных быстрым технологическим прогрессом и социальными изменениями — приводит к тому, что управление этими процессами ведется не конкретными государствами, а широким диапазоном неправительственных образований. Борьба с этими транснациональными проблемами требует тесного международного сотрудничества, в котором и Китай, и США, и Европа играют важную роль.

Кроме того, есть вопрос и других ценностей. Европа, совместно с США, уже противодействует требованиям Китая (и России) о расширении цензуры в интернете. А такие европейские страны, как Норвегия и Германия, охотно принимают экономические санкции в защиту прав человека.

Хотя и невозможно предсказать, как будет меняться политика Китая, опыт других стран показывает, что политические изменения чаще всего происходят после достижения страной дохода на душу населения порядка 10 тысяч долларов США. Если это произойдет, Европа будет иметь благоприятную возможность более энергично защищать основные принятые моральные ценности.

В дальнейшем будет видно, приведет ли экономическая политика Китая к большей защите индивидуальных прав в сегодняшнем мировом порядке, основанном на законности и праве. Решать это только Китаю. Но в этом вопросе и Европа может сыграть серьезную роль.