Я слышу, как Чужой дышит.
Я играл во множество разных видеоигр, множество стелялок, в которых я с радостью бежал по коридорам навстречу неминуемой смерти. Но не на этот раз. Я прижимаюсь спиной к стене заброшенной космической станции, медленно крадусь по проходу, постоянно оглядываясь, ожидая появления опасности с любой стороны.
И я не могу понять, неужели это оно? Неужели демо-версия игры с поддержкой Oculus Rift заставит меня сорвать с головы гарнитуру и в ужасе бежать из комнаты?
Меня никогда не пугали фильмы ужасов и видеоигры в жанре «хоррор». Разумеется, меня можно заставить вздрогнуть при помощи хорошей страшилки, появившейся в нужный момент, но это доказывает только то, что мои инстинкты работают на полную мощность. По большей части я хорошо чувствую разницу между жутким сценарием, разворачивающимся на экране, и безопасностью моей гостиной. И я не понимаю, почему некоторые мои друзья не могут взять джойстик и пройтись по коридору в Resident Evil.
Поэтому для меня стало большой неожиданностью то, что демо-версия игры Alien: Isolation с поддержкой Oculus Rift заставила меня так понервничать. Эта игра, представленная в 2014 году на выставке E3, является прототипом, оптимизированным под шлем виртуальной реальности и основанным на хорроре на выживание, который выйдет на PC и других консолях 7 октября. Но эта демо-версия стала еще одним убедительным доказательством того, что гарнитура Oculus Rift способна усилить эффект присутствия настолько, чтобы превратить фантазию в реальность.
Компания Sega пока не сообщает, готова ли она превратить версию игры с поддержкой Oculus в полноценный потребительский продукт, но не сделать этого было бы просто сумасшествием. Мне приходилось играть в демо-версии игр с поддержкой шлема виртуальной реальности, которые обеспечивали полный эффект присутствия, а также в такие игры, которые внушали мне чувство, будто я смотрю плохой фильм на гигантском экране. Alien: Isolation по праву можно отнести к первой категории. Сюжет этой игры — исследование заброшенного мира, населенного только вами и одиноким Чужим, встречи с которым вы все время стараетесь избежать — отлично подходит для Oculus.
«Нас, как и многих других, очень вдохновила идея Oculus Rift, когда она впервые появилась на Kickstarter», — сказал Эл Хоуп (Al Hope), креативный директор отдела компьютерных игр компании Creative Assembly. Его команда уже работала над проектом Isolation, когда Oculus появился на Kickstarter два года назад, и уже тогда было понятно, что эти два проекта станут отличным дополнением друг для друга. Несколько разработчиков Creative Assembly поддержали идею финансирования проекта Oculus, и работа над версией Isolation с поддержкой шлема виртуальной реальности началась сразу после появления первых гарнитур.
Садясь за демо-версию игры, я насладился ритуалом надевания гарнитуры Oculus на голову, а затем я закрепил наушники. И началось.
Внезапно я оказался в тихом и на первый взгляд пустом коридоре заброшенного космического корабля. Демо-версия работает на DK2, последней версии шлема Oculus, поэтому картинка четкая, яркая и сглаженная. Другими словами, очень реалистичная и правдоподобная.
Меня восхищает детализация серого стального коридора, далекий гул какого-то оборудования, разносящийся по космическому кораблю, и я начинаю думать, что все это очень напоминает мне версию Metroid Prime с поддержкой VR, как вдруг я замечаю нечто необычное. Там, в конце коридора, труп? Да, да, так и есть. Я начинаю волноваться: неужели этот парень сейчас оживет и кинется на меня? Насколько близко я готов к нему подойти? Я осторожно приближаюсь к нему? И внезапно в голове возникает пугающая мысль о том, что может находиться за моей спиной.
«Эй, включи фонарик», — громко советует мне Oculus, делая этот альтернативный мир еще более реальным. И я послушно следую его совету. Господи, каким ужасным выглядит лицо этого мертвеца в свете фонарика. Он лежит, прислонившись к консоли, и его пустые глаза смотрят в сторону того самого коридора, по которому я только что прошел. Мне не хочется смотреть на все это. Это странное, тошнотворное ощущение. Я двигаюсь дальше, еще медленнее и осторожнее.
Шлем Rift поднял игру Alien: Isolation на такой уровень интерактивности и погруженности, на который не рассчитывали даже ее разработчики. На своем пути я вижу решетку. Обычно в компьютерных играх мне нужно нажать кнопку, чтобы обойти ее. Я не делаю этого, но позже Хоуп сказал мне, что мне нужно было слегка приподнять приклад моего оружия, чтобы я мог поднять голову и заглянуть поверх решетки, не выдавая своего местонахождения.
«Вы можете разглядывать мир вокруг вас, приподнимаясь на несколько миллиметров над окружающей обстановкой», — сказал он. Эти и другие возможности открылись Хоупу и членам его команды во время испытаний версии их игры с поддержкой Oculus. Груда массивных бетонных труб, которыми завалена строительная площадка, представляет собой хорошее укрытие в консольной видеоигре, но Oculus позволяет вам наклониться и посмотреть сквозь отдельные трубы. В консольной игре вы, как испуганный ботаник, можете прятаться в шкафах, но Oculus позволяет вам наблюдать сквозь щель в дверях за тем, что происходит в коридоре. И продвигаясь по вентиляционной трубе, вы сможете вытянуть шею, чтобы заглянуть за угол.
Разработчики Creative Assembly не стали вводить никаких дополнений в версию игры с Oculus, а попросту добавили поддержку Oculus в существующий код. Сталкиваясь с этими случайными обстоятельствами, они продолжают оттачивать их, чтобы все выглядело еще лучше. «Вы чувствуете это физически», — говорит Хоуп.
И я собирался проверить, насколько это соответствует действительности.
После того как я выяснил, что мертвец ничего мне не сделает, я увидел нечто, что, несомненно, могло причинить мне вред: это был Чужой Гигера, бродивший по залу в поисках добычи. В поисках меня.
Пока он меня не замечал. Но я уже приготовился. Я оглядывался по сторонам в поисках пути бегства. В тот момент мне хотелось оказаться где угодно, только не здесь, внутри космического корабля наедине с Чужим. Мой мозг начал бороться с самим собой. Мне приходилось напоминать себе, что все происходящее не было реальным, что это всего лишь игра. И тот момент я вспомнил о видеороликах, в которых взрослые люди, игравшие в игры в жанре хоррор, в ужасе срывали с головы гарнитуры Rift. Интересно, что случилось бы, если бы я так и сделал.
Я продолжаю идти по коридору. Это уже не та непринужденная прогулка, какой она была в самом начале игры в демо-версию. Я прижался спиной к стене, я медленно продвигаюсь по коридору, стараясь не издать ни единого звука, я верчу головой вправо и влево, ожидая появления опасности с любой стороны. Но в этот момент Чужой замечает меня. Я поворачиваю голову влево и вижу, как он стремительно приближается ко мне.
Я не стал убегать — даже если бы я попытался это сделать, я бы не смог убежать далеко. Чужой поднял свою длинную руку с острыми, как бритвы, когтями и нанес свой удар. Игра окончена.
Я спокойно снял шлем и попытался осмыслить все, что я только что пережил. Справившись с первоначальным чувством удовлетворения от того, что мне в целом удалось сохранить спокойствие, я был потрясен тем, насколько быстро и всецело Isolation с поддержкой Oculus заставила меня погрузиться в виртуальную реальность и испытать переход от состояния «эй, классно, виртуальная реальность!» к чему-то, очень похожему на настоящий страх.
«Это очень интересно — наблюдать за тем, как люди играют, как сначала они двигаются вполне естественно, с интересом изучают окружающую обстановку, — говорит Хоуп. — Но затем, когда Чужой приближается, вы видите, как их тело начинает реагировать на его приближение. Они напрягаются. А когда Чужой нападает на них из засады, они по-настоящему вздрагивают и вжимаются в кресла». По его словам, один игрок, когда на него напал Чужой, резко наклонил голову назад в отчаянной попытке увернуться от смертельного удара.
И, да, были даже такие игроки, которые срывали с головы Rift, отбрасывали его в сторону и с криками выбегали из комнаты.