Будучи ребенком, я видел, как многие люди расстроились и возмутились, когда 1 апреля 1964 года военный переворот в Бразилии положил конец тому, что казалось довольно многообещающей демократической администрацией. Я видел, как многие люди плакали, когда в 1985 году, после 20 лет военной диктатуры, первый гражданский президент умер, не успев вступить в должность главы государства. Я помню, как бразильцы горевали, когда национальная команда проиграла в финальном матче Чемпионата мира по футболу 1998 года, проходившего во Франции. Но после того как на этой неделе бразильская команда проиграла Германии со счетом 7-1, я почувствовал в грусти бразильцев отчетливые нотки недоумения, унижения и возмущения. Мои друзья из Европы и Латинской Америки спрашивали меня: что же все-таки случилось?
Все знают, что лучшие игроки нашей команды не приняли участия в матче против Германии. Это подорвало боевой дух команды. Но это не главная причина нашего проигрыша. Причины самого позорного поражения в истории заключаются в абсолютной некомпетентности тренера Луиса Филипе Сколари (Luiz Felipe Scolari) и его помощников, а также в злодеяниях Бразильской конфедерации футбола. В этом позорном матче оборона бразильской команды сыграла хуже, чем любая из сотен команд, играющих в бедных кварталах бразильских городов.
Во время этого Чемпионата по футболу бразильский народ обманули дважды. Первый раз это произошло, когда губернаторы и мэры пообещали провести работы по улучшению систем коммунального хозяйства и в частности транспортных сетей в городах, где должны были пройти матчи чемпионата. Подавляющее большинство этих проектов так и остались незавершенными, а некоторые из них даже не были начаты. Второе нарушенное обещание — более дерзкое и рискованное, но такое же обманчивое — это обещание, что национальная команда Бразилии одержит победу в чемпионате. Однако безответственность политиков, тренерского состава и конфедерации взяли верх.
В основе всех проблем лежит презрение тех, кто управляет нами и руководит деятельностью конфедерации футбола, по отношению к простым людям. Бесстыдство большинства наших политиков и хаос, царящий в наших государственных институтах, уходят своими корнями глубоко в историю нашей страны. И все это накладывает отпечаток на наш футбол, который, вне всяких сомнений, остается нашей национальной страстью.
Общественное движение, возглавляемое бывшим футболистом, а ныне членом парламента Ромарио, пытается провести реструктуризацию основ бразильского футбола, которые долгое время разрушались коррумпированными руководителями и устаревшими взглядами на техническую сторону и руководство. Вероятнее всего, влияние этого движения существенно вырастет после сокрушительного разгрома Бразилии на этом чемпионате. В год выборов, возможно, будут проходить уличные демонстрации. Но в отсутствие политического руководства и четких целей общественные движения не могут существовать на протяжении длительного периода времени.
В любом случае позорное поражение Бразилии спровоцировало коллективную агонию. Душе народа нанесли тяжелую травму. Нечто подобное произошло на финальном матче Чемпионата мира по футболу 1950 года на стадионе Маракана в Рио, когда команда Уругвая выиграла у команды Бразилии — это поражение, подобно призраку, до сих пор преследует бразильцев. Но другой призрак начал преследовать Бразилию задолго до 1950 года. Это призрак миллионов людей, живущих в нищете и страданиях.
В этом году Бразилия потратила целое состояние на строительство роскошных стадионов, но ее правительство до сих пор не уважает гражданские права ее жителей. Насилие в городах и сельских районах, убийство молодых людей на городских окраинах, торговля наркотиками, безнаказанность преступлений коррумпированных чиновников, судей и бизнесменов, ужасающее состояние систем образования и здравоохранения — все это ложится тяжелым бременем на плечи простых граждан, в частности представителей самых незащищенных слоев, которые вынуждены ежедневно терпеть унижения.
Между тем все страдания и маленькие трагедии повседневной жизни не мешают людям верить в возможность более благополучной жизни. Бразильское общество, как многие другие общества, где царят неравенство и несправедливость, питает надежду на достойную жизнь. И главная перемена последних лет заключается в том, что наша надежда, порой нерушимая, а порой пассивная, начала превращаться в негодование и протест против всех и вся.