Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская игра на Ближнем Востоке

© REUTERS / SanaЖители Дамаска на месте взрыва в районе Джарамана
Жители Дамаска на месте взрыва в районе Джарамана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До распада Советского Союза русские имели исключительное влияние на Ближнем Востоке, однако последовавшие после 1991 года события привели к утрате Москвой своего былого престижа. Несмотря на это, приход к власти Владимира Путина стал причиной того, что Россия набралась решимости в очередной раз вернуть свое могущество в регионе, однако на пути к этому она столкнулась с массой трудностей.

До распада Советского Союза русские имели исключительное влияние на Ближнем Востоке, однако последовавшие после 1991 года события привели к утрате Москвой своего былого престижа. Несмотря на это, приход к власти Владимира Путина стал причиной того, что Россия набралась решимости в очередной раз вернуть свое могущество в регионе, однако на пути к этому она столкнулась с массой трудностей.

С утверждением на российском престоле династии Романовых и концом татаро-монгольского владычества русские, вновь вернувшись к управлению своим государством, стали придерживаться во внешних делах определенной политики. Баловни судьбы, чувствуя, что от восточного соседа в лице Японии им не угрожает никакая опасность, с самого начала русские поняли, что если они не хотят, чтобы их страна стала колонией для других, они сами должны стать колонизаторами. Конечно, эта мечта осуществилась далеко не сразу, однако Россия неустанно продолжала добиваться поставленных целей. Наконец, с воцарением Петра Великого, наметившего план дальнейших действий, русские реализовали весь собственный потенциал для достижения поставленных императором задач, суть который сводилась к выходу в воды мирового океана. По этой причине русские с особым вниманием относились к Ближнему Востоку и его арабской части.

До расцвета царской власти и появления большевиков русские не имели возможности добиться желаемого. Однако когда к делу подключилась идеология и речь пошла о внешней помощи обездоленному трудовому народу, арабский Ближний Восток с его огромным населением нищих и угнетенных колонизаторами стал желаемой целью Советского Союза.

Русские, добивавшиеся роста своего влияния, особенно на территориях у выхода в открытые воды, обращали особое внимание на арабский Ближний Восток, многие части которого омываются мировым океаном. Тогда, оценив расстановку политических сил в арабском мире, они попытались заручиться поддержкой наиболее близкого к себе класса.

 

Возможные варианты

 

В то время задачу русских в значительной мере облегчал тот факт, что общество арабских стран было разделено на три политических спектра, которые можно обозначить следующим образом.

1. Монархическая диктатура

Структура арабского общества, в основе которой были заложены классовые противоречия и дискриминация, ни в коем случае не могла вызывать позитивного отношения у «кремлевских товарищей», которые сами получили власть благодаря восстанию против аналогичного общественного строя. Более того, эгоизм арабских монархов и желание еще более упрочить собственную власть сделали их сильно зависимыми от Запада, а о сотрудничестве с Советским Союзом, они, конечно, и не желали думать.

2. Суннитские течения

Естественно, любое течение, в основе которого лежит какое-либо религиозное учение, не могло иметь ничего общего с идеологическим режимом, признающим религию «опиумом для народа». В конце концов, СССР уже продемонстрировал свое негативное отношение к разного рода мусульманским движениям в Крыму, Татарстане и Чечне.

3. Арабский национализм

Третьей по счету и наименее значимой группой были различные течения арабских националистов, которые по разным причинам стали идеальным вариантом для СССР. Во-первых, это объяснялось тем, что, как правило, разные течения арабских националистов формировались как силы, противостоящие монархическим режимам в таких странах, как Ирак, Иордания, Сирия и Египет, и с этой точки зрения они идеологически и исторически были близки Советскому Союзу.

Во-вторых, эти течения, подчеркивая более всего собственную национальную составляющую, не разделяли взглядов религиозной общественности, что само по себе также объединяло их с Советами.

В-третьих, деятельность националистов была сосредоточена на своего рода отмщении западным колонизаторам, поработившим их страны, поэтому у них и советских коммунистов появился общий враг.

В-четвертых, социальной базой и сторонниками националистических течений были рабочие и низшие слои общества, которые испытали на себе дискриминацию со стороны монархического строя и грабеж западных колонизаторов. По этой причине наиболее заметные течения арабских националистов, такие как «Баас» в Ираке и Сирии, насеризм в Египте, имели социалистическую окраску.

В-пятых, все эти течения были враждебны по отношению к Израилю, который они считали оккупантом, изгнавшим их братьев с родной земли. Советский Союз также относился к Израилю как оплоту и представителю интересов Запада на Ближнем Востоке. Наличие общего врага послужило еще большему сближению СССР с арабскими националистами.

Все эти факторы привели к тому, что Советский Союз принялся искать своих союзников на арабском Ближнем Востоке, желая тем самым расширить собственное влияние в регионе, и уже довольно скоро его попытки увенчались большими успехами. Гамаль Абдель Насер в Каире, Хафез Асад в Дамаске, Муаммар Каддафи в Триполи и с небольшим опозданием Саддам Хусейн в Багдаде — все они считали себя союзниками и друзьями Советского Союза. При помощи предоставленного русскими кредита Насер построил на Ниле в Долине Царей знаменитую Асуанскую плотину, а также модернизировал египетскую армию. Саддам тоже поручил русским специалистам реализацию разных строительных проектов и реформу вооруженных сил.

Сирийцы, предоставив русским терминал в порту Тартуса, и Каддафи, выделивший им территорию на побережье Средиземного моря, осуществили давнюю мечту России получить доступ к открытым водам мирового Океана.


Проигрыш следует один за другим

 

Возможно, эпоха арабского национализма стала золотыми временами для последователей Петра Великого в плане ближневосточной дипломатии, однако в скором времени ситуация резко изменилась.

Унизительное поражение арабов от Израиля в шестидневной войне в 1967 году, смерть Насера и подписание его преемником Анваром Садатом Кэмп-Дэвидских соглашений лишили Советский Союз, пожалуй, главного союзника — Египта, который в итоге оказался в стане врага. Вслед за этим последовала неожиданная для СССР ирано-иракская война. Хотя и с небольшим опозданием Советский Союз продолжил оказывать помощь режиму Саддама, однако она длилась недолго, потому как в скором времени новый «больной человек Европы» раскололся изнутри и распался на части.

 

Распад СССР

 

После крушения Советского Союза и распада «Красной Империи» русские на некоторое время позабыли о своей экспансии на арабском Ближнем Востоке. Теперь им чаще приходилось заниматься тем, чтобы сохранить оставшиеся от Союза территории. Только с приходом к власти Путина Россия постепенно стала делать усилия, чтобы встать на ноги. С ростом мировых цен на энергоносители, такие как газ, Москва снова задумалась об экспансии и развитии собственного влияния в ближневосточном регионе.

К тому времени из советских друзей в регионе осталась только Сирия. Египет под руководством Хосни Мубарака полностью перешел в лагерь Запада. Присмирел Каддафи после неожиданных авиаатак Соединенных Штатов. Был в значительной мере ослаблен Саддам, переживший восьмилетнюю войну с Ираном, военный конфликт с международной коалицией из-за Кувейта, периодические американские бомбежки, восстание курдов и мятеж шиитов на юге страны. После провозглашения Курдистаном своей независимости от Ирака диктатор полностью истощил свои силы и все уже ждали скорейшего падения его власти.

Россия изучала ситуацию с целью возрождения своего влияния на арабском Ближнем Востоке, когда неожиданное наступление Буша на Ирак вновь спутало все карты. К своему удивлению Москва обнаружила, что в регионе ее единственным союзником является только Сирия.

 

Новые альтернативы

 

Данная ситуация не сулила русским ничего хорошего. Напротив, новый расклад обещал появление свежих сил в больной игре на Ближнем Востоке в виде шиитского движения. На этот раз русские вновь встретились с тремя сложившимися в регионе политическими течениями.

1. Монархические режимы и прозападные правительства

Монархические режимы Аль-Сауда в Саудовской Аравии, Аль-Халифы в Бахрейне и Аль-Мактума в Дубае вместе с правительством Мубарака в Египте и ему подобных оказались в числе сторонников Запада и, в частности, Соединенных Штатов, поэтому ни о каких союзнических отношений с Россией не могло быть и речи.

2. Суннитские и такфиристские течения

Данные движения тоже не представляли для Путина большого интереса, поскольку в Чечне и в Татарстане его силы все еще продолжали противостояние с их предшественниками, так что найти общий язык с ними тоже пока не получалось.

3. Шиитские течения

Шииты существовали в регионе с самого возникновения ислама, однако только в XXI веке им удалось играть столь активную роль в развитии событий на арабском Ближнем Востоке. Оккупация Ирака и падение режима Саддама привели к тому, что шииты, составляющие большинство этой страны, заняли в ней лидирующие позиции. У власти в Сирии тоже находилась алавитская по вероисповеданию династия Асадов, которая, кстати, имела много общего с антиизраильскими шиитскими течениями и неким образом даже возглавляла их арабское крыло. В Ливане в самую мощную полувоенизированную группировку превратилась «Хизболла», которая по боеспособности превзошла даже ливанскую армию и стала играть в своей стране ключевую роль.

 

Новый шок 

 

Все эти факторы привели к тому, что русские задумались о дружбе с шиитскими течениями в регионе, учитывая и тот факт, что их отношения с Исламской республикой Иран как мирового центра шиизма становились все более тесными. На этом фоне в очередной раз произошли события, вновь спутавшие все карты, — революции в арабских странах.

В начале арабских революций Россия оставалась простым наблюдателем, лишь изредка как-то реагируя на них, в результате чего она довольно быстро потеряла Ливию. Однако с началом гражданской войны в Сирии Россия уже стала действовать решительно. Она в полной мере встала на защиту официального Дамаска и спустя некоторое время с расколом сирийской оппозиции на различные секты была вынуждена поддержать шиитские течения. В Сирии русские оказались на стороне правительства, за которое вступилась ливанская «Хизболла». Для оказания помощи из Ирака хлынули такие группировки, как «Бригада Святого Аббаса», «Джейш Аль-Мухтар» и другие. Их целью стало противостоять объединениям такфиристов и террористов в лице «Исламского государства Ирака и Леванта», «Ан-Нусра», «Объединенного исламского фронта» и так далее. Эта конфронтация стала новой страницей в истории отношений России с шиитами на арабском Ближнем Востоке. Имеющиеся свидетельства позволяют предположить, что правительство Путина заинтересовано в оживлении этих отношений. Заявление в отношении казни террористами гражданских лиц из числа алавитов в сирийской Латакии, встречи российского посла в Бейруте с лидерами «Хизболлы», приглашение в Москву для участия в переговорах бахрейнской оппозиции, увеличение экспорта вооружения правительству Малеки в Ираке — все это говорит о намерении Кремля заручиться новым союзником на Ближнем Востоке. Особенно это заметно сейчас, когда обе стороны имеют общего врага в виде такфиристских группировок и общего друга — Исламскую республику Иран.

 

Эпилог

 

С другой стороны, Россия не опасается роста влияния региональных шиитских течений, поскольку шииты объединяются вокруг оси сопротивления, направленной против наместника Соединенных Штатов в  регионе — Израиля. Таким образом, следует подчеркнуть, что сейчас ничего не мешает началу новых золотых времен на арабском Ближнем Востоке.