Так уж повелось, что Германия выигрывает чемпионаты мира в самые знаменательные моменты истории. Скажем, на Чемпионате мира 1954 года — а этому событию посвящен фильм «Бернское чудо» («The Miracle of Bern») — немцы почувствовали прилив национальной гордости, ведь произошла, наконец, расплата за поражение и позор 1945-го года. Вторую победу в 1974 году одержала уже Западная Германия, которая к тому моменту благодаря «экономическому чуду» смогла вернуть себе статус одной из самых передовых стран мира. Победа в 1990 году, всего через несколько месяцев после падения Берлинской стены, символизировала радость и потенциальные возможности будущей объединенной Германии.
И вот, в 2014 году Германия в очередной раз выиграла чемпионат мира по футболу — и опять в самый знаменательный момент. На протяжении последних пяти лет эта страна вновь стала заявлять о себе как о ведущей политической силе Европы. Да, Великобритания и Франция обладают ядерными арсеналами и являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, однако, как показал европейский кризис, именно Германия смогла выдвинуться вперед в качестве бесспорного лидера Евросоюза.
Если бы несколько лет назад Германию назвали «самой главной державой» Европы, то в тот момент это вселило бы тревогу. Но нынешней Германии удалось стать мощной страной и одновременно вызвать восхищение. Как показал опрос, проведенный BBC в прошлом году среди жителей двадцати одной страны, из всех государств мира Германия вызывала самые большие симпатии.
Париж напоминает великолепный музей, Рим рассыпается на глазах, а Лондон — дорогой и перенаселенный. На их фоне Берлин прекрасен: в нем полным-полно художественных галерей, клубов и великолепной современной архитектуры — тут тебе и Рейхстаг, и Потсдамская площадь, и много чего еще. Кроме того, Берлин — это город, жизнь в котором для обычной молодежи вполне по карману.
Еще раз повторю, немецкая футбольная сборная — символ бытующих сегодня настроений. Правда, еще в 1954 и 1974 годах не все фанаты ее воспринимали, ведь она разбила более изящных оппонентов — венгров и голландцев. Победоносную немецкую сборную образца 1974 и 1990 годов восхваляли за «эффективность» и «трудолюбие» — правда, поиздевались при этом над нелепыми прическами немецких игроков. С другой стороны, в настоящее время немецкую сборную все хвалят за великолепный игровой стиль и мастерство. Кроме того, в финале чемпионата мира команда Германии на фоне всех остальных команд оказалась еще и самой многонациональной, что говорит о возросшей открытости немецкого общества.
Удалось сохранить и некоторые из традиционных добродетелей. Немецкая сборная напоминает хорошо отлаженный механизм, все части которого прекрасно взаимодействуют друг с другом — недаром же Марио Гётце, автор победного мяча в Рио-де-Жанейро, происходит из семьи профессора-технаря, а заодно и является одним из двух игроков немецкой команды, родившихся уже в объединенной Германии.
Читайте также: Меркель потребовала от Вашингтона больше не вешать ей ничего на уши
В это трудно поверить, но именно так и есть: Германия сейчас находится в расцвете сил — и на футбольном поле, и за его пределами. Но есть причины полагать, что нынешнее положение слишком непрочно. Политическое лидерство в Европе подразумевает еще и умение делать выбор — а этот выбор, понятное дело, может быть и непопулярным в различных кругах общества. Перефразируя цитату Троцкого о войне, можно сказать так: нынешние немцы, может, и не интересуются властью, но она ими интересуется. И хотя в целом в мире сформировался позитивный образ Германии как державы, не стремящейся к власти и господству, европейский кризис показал, что привлекательный образ этой страны потускнел на ее собственном европейском «заднем дворе». Правительство Меркель настойчиво рекомендует странам южной Европы принимать меры жесткой экономии. И в результате, подобная политика Германии воскресила застарелые стереотипы о высокомерных и бесчувственных немцах. Португальцы, испанцы, греки, голландцы и англичане на вопрос о том, какую страну они меньше всего хотели бы видеть в качестве победительницы чемпионата мира по футболу, все хором назвали Германию как одну из двух самых нелюбимых стран.
Как только речь заходит о роли Германии в мире, то и в самой этой стране обнаруживается вдруг сильная поляризация мнений. Негодование по поводу шпионажа Соединенных Штатов в отношении Германии реанимировало дух скрытого антиамериканизма, который был очень заметен еще во времена администрации Буша. Что ж, возмущение по поводу шпионской прослушки — вполне понятно. Однако дело дошло до того, что немцы даже отказались выбирать между Россией и Западом. Опрос общественного мнения, проведенный после недавнего шпионского скандала, показал: все больше немецких граждан считают, что их страна должна находиться на равном расстоянии и от России, и от альянса западных государств, а не следовать лишь прозападным курсом. Подобные факты тревожат не только тех представителей немецкого истеблишмента, кто исповедует атлантизм во внешней политике, но и восточных соседей Германии. Немецкие дипломаты обеспокоены тем, что цели правительства расходятся с мнением общества, которое они должны представлять.
А покуда экономика Германии, как и футбольная сборная этой страны, демонстрирует хорошие результаты, соседи Германии по Евросоюзу вероятнее всего будут постепенно делать некоторые уступки внешней политике Берлина. Однако проницательные аналитики в самой Германии обеспокоены тем, что успешное экономическое развитие страны зависит от ряда благоприятных факторов, которые со временем будут сходить на нет.
В Германии - сложная демографическая ситуация: коэффициент рождаемости невелик — на одну женщину приходится чуть более 1,3 ребенка, а это означает, что население страны стареет и убывает. Недавно предпринятые шаги, направленные на понижение пенсионного возраста для некоторых категорий работников, еще больше обострит проблему.
После нескольких лет политики сдерживания заработной платы на внутреннем рынке труда, немецкие рабочие, понятное дело, стали требовать ее увеличения. Однако данная мера подорвет с таким трудом завоеванную конкурентоспособность Германии. Между тем, угроза для немецкой промышленности кроется в ее зависимости от экспорта в соседние страны, пострадавшие от мер жесткой экономии. К тому же, промышленные предприятия Китая стали производить более качественный товар и принялись атаковать прибыльные рыночные ниши, которые Германия считала своими.
Канцлер Ангела Меркель, чья спокойная, но эффективная политика сыграла значительную роль в формировании позитивного образа современной Германии, не сможет не заметить стоящие перед страной проблемы. Однако победа в Рио-де-Жанейро позволила Ангеле Меркель вместе со всей Германией на мгновение перевести дух и насладиться триумфом.