Реквизиторы киностудий всего мира любят ее. В самых разных фильмах о Второй мировой войне, будь то «Железный крест», «Спасти рядового Райана» или новый немецкий телесериал «Наши матери, наши отцы» — немецкие солдаты показаны именно с этим оружием с характерным, выступающим немного вперед магазином.
70 лет назад, поздним летом 1943 года немецкие войска, воевавшие в северной части Восточного фронта, получили первые 15 тысяч автоматических штурмовых винтовок. Вскоре стало очевидно, что войска, вооруженные именно ими, стали намного более эффективными в боях, нежели части, имевшие в своем распоряжении карабины и более старые автоматы и пулеметы.
Тем не менее, Гитлер запретил дальнейшее совершенствование этого оружия и боеприпасов к нему. Но почему диктатору не нужно было оружие, которое, очевидно, было самым лучшим во времена Второй мировой войны?
Проблемы с боеприпасами
Разработка боеприпасов — это задача со многими неизвестными. Если одна из них изменится, то это обязательно повлияет и на все остальные факторы. Так, не составляет большой проблемы разработать более мощный и дальнобойный снаряд — но из-за этого станет тяжелее отдельно взятый патрон. То, что не составит проблемы, если речь идет о 20 или 30 штуках, может оказаться таковой, если речь зайдет о 10 или 20 тысячах.
А с другой стороны, нужна ли каждому отдельно взятому солдату настолько большая пробивная мощность его оружия? Руководство Вермахта еще до начала Второй мировой войны знало, что максимальная дальнобойность стандартного оружия солдата-пехотинца — карабина 98k — в обычных боевых условиях не требуется. На это лишь расходуются лишний порох и цветной металл, из которого изготавливались патронные гильзы калибра 7,92×57 миллиметров, которые были длиннее, чем нужно для обычного боя.
Кроме того, из-за ручной перезарядки карабина его скорострельность была сильно ограниченна. Поэтому пехотинцы, вооруженные 98k, проигрывали противникам, вооруженным полуавтоматическими винтовками.
Правда, принятие на вооружение автоматов Schmeisser MP38 и особенно MP40 частично компенсировало этот недостаток. Но они стреляли пистолетными патронами калибра 9×19 миллиметров, дальность стрельбы и пробивная сила которых серьезно уступала показателям любой винтовки.
Гитлер пришел в ярость
Поэтому военные уже в 1938 году поручили оружейникам разработать совершенно новый «автоматический карабин» и боеприпасы калибра 8×33 миллиметра к нему. Это оружие должно было иметь большие дальность стрельбы и пробивную силу, чем MP40, но при этом само оружие должно было быть компактнее, а его производство должно было быть менее затратным по материалам, чем производство карабина 98k.
Когда Гитлер, который в годы Первой мировой войны был пешим связным и поэтому считал себя более опытным воякой, чем большинство из его генералов, узнал об этом, он приказал остановить разработку нового оружия. Вместо этого он потребовал разработать новую полуавтоматическую винтовку под старые стандартные боеприпасы. Но разработанная по его приказу винтовка модели 41 оказалась конструктивно неудачной, а ее модифицированная версия 43 была хотя и лучше, но ненамного.
Министр вооружения Альберт Шпеер (Albert Speer) тем временем тайно распорядился разработать новый «средний патрон» длиной 33 миллиметра. Для вида проект был переименован в MP43. Но когда Гитлер узнал, что речь идет об остановленной разработке автоматического карабина, он пришел в ярость.
Пробивной и точный
Те самые первые 15 тысяч штурмовых винтовок, о которых говорилось выше, летом 1943 года впервые были переданы в учебные части при резерве и проявили себя вполне надежным оружием. Поскольку они уже были произведены, и из них было сделано несколько миллионов выстрелов, диктатору пришлось согласиться на то, чтобы этим оружием были обеспечены боевые части.
93-я пехотная дивизия, дислоцированная на северном участке Восточного фронта, получила новое оружие в конце октября и сразу же добилась с его помощью серьезных успехов. Фронтовые солдаты вскоре стали предпочитать автоматический карабин автомату.
Гитлер все же согласился на запуск массового производства этого оружия. После небольшой доработки этой винтовки и боеприпасов к ней ее серийное производство в качестве модели 44 началось весной 1944 года. Вскоре оказалось, что она намного превосходит по своим характеристикам как советский автомат ППШ-41 со своеобразным круглым магазином, так и американскую модель М1 Garand.
В соответствии с риторикой об окончательной победе
Хотя Гитлер изначально был против разработки этого нового оружия, теперь он все же одобрил его производства и даже дал ему название: Sturmgewehr — Штурмовая винтовка. Это название подходило к риторике об удержании собственных позиций и окончательной победе, к которой кровавый режим национал-социалистов перешел к тому времени.
Новое оружие получили также и некоторые части СС. Но в первую очередь, им обеспечивались все-таки солдаты Вермахта — при совершении военных преступлений эти винтовки использовались довольно редко. Для расстрела беззащитных людей с близкого расстояния больше подходили именно автоматы.
До весны 1945 года было произведено и передано на фронт в общей сложности более 400 тысяч штурмовых винтовок. Но в силу значительного численного превосходства сил антигитлеровской коалиции это не сыграло существенной роли для положения на фронте. Однако среди американских солдат немецкая штурмовая винтовка считалась ценным трофеем. Так, например, известно, что в ходе Бастонского сражения (на территории Бельгии — прим. пер.) зимой 1944-1945 годов некоторые десантные части американцев на протяжении нескольких дней сражались именно с этими немецкими винтовками.
Использование в ГДР
И все же лишь относительно немногим немецким солдатам довелось повоевать с этой, возможно, лучшей винтовкой Второй мировой войны в руках: по сравнению с десятью миллионами произведенных карабинов 98k и с почти миллионом автоматов MP38 и MP40, число в 425 тысяч штурмовых винтовок не особенно впечатляет.
Многие из них, однако, остались на вооружении и после 1945 года. Так, например, в начале 1950-х годов их получила народная полиция ГДР. А пограничные войска и так называемые боевые рабочие дружины диктатуры СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии — правящая партия в ГДР — прим. пер.) получили, в основном, использованные ранее советские ППШ-41. И лишь когда было произведено значительное количество новых советских автоматов Калашникова модели АК-47, которая была разработана на основе штурмовой винтовки 44, старые автоматы военного времени были сняты с вооружения.
Однако, говорят, что некоторые из них до сих пор используются в различных охваченных боевыми действиями регионах мира. А боеприпасы для этого оружия Вермахта производятся и в XXI веке — по меньшей мере, на одной фабрике где-то в мире.