Вече, которое проходило на Майдане в воскресенье, постановило: требовать от Президента Петра Порошенко немедленной ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС. И хотя нынешний Майдан уже не воспринимается как vox populi, его активисты были правы, напоминая руководству страны о том, что именно с евроинтеграционных требований начиналась революция в ноябре 2013-го.
ЕС «по осени считают»
«27 июня Украина наконец подписала это эпохальное соглашение. В этот же день такие же документы подписали Молдавия и Грузия. Уже через три дня парламент Молдавии ратифицировал соглашение. Грузия будет голосовать 18 июля. Чего ждет Украина?» - спрашивал со сцены Майдана активист Роман Липинский. «В прессе писали, что Верховная Рада готова проголосовать за ратификацию, а правительство подготовило весь пакет документов. Дело только за президентом», - добавил он.
Дело действительно - за президентом. Пока отсутствие пакета документов в парламенте объясняют «техническими причинами». На самом же деле все прекрасно понимают, что задержка происходит вовсе не из-за того, что где-то в кабинетах АП (администрации президента - прим. переводчика) сломался принтер. Неприятным моментом является и неожиданное подтормаживание со стороны европейских партнеров - если сначала Брюссель давил на Киев и требовал ратификации соглашения уже летом, то теперь еврочиновники готовы ждать до сентября. Правда, с уточнением сентябрь - уже крайний срок.
Если в сентябре Верховная Рада ратифицирует соглашение, то уже в следующем месяце это сделает и Европарламент. Об этом на днях заявил новоизбранный председатель комитета ЕП по иностранным делам Элмар Брок. Он отметил, что приоритетом номер один в своей работе видит «выполнение обещанного». «Прежде всего, мы выполним наше обещание о том, чтобы ратифицировать Соглашение об ассоциации так быстро, насколько это возможно. Я думаю, что это будет октябрь», - сказал Брок.
Однако еще до этого должны состояться трехсторонние консультации между Украиной, Евросоюзом и... Россией. Наиболее раздражительный момент, который сейчас категорически не воспринимает общество, как раз и заключается в том, что в отношения Украина-ЕС почему-то ввязывается Россия - страна, которую взаимодействие между Киевом и Брюсселем совершенно не касается и которая, к тому же, всегда выступала главным противником вступления Украины в ассоциацию с ЕС.
Не повлияет ни на одну букву
Для чего требуется привлечение России к каким-то переговорам уже после факта подписания экономической части соглашения? (Оно произошло, напомним, 27 июня, а 21 марта была подписана политическая часть). Речь идет якобы о нахождении потенциальных проблем в торгово-экономических отношениях между Украиной и Россией после подписания соглашения с ЕС и наработки превентивных мер по нейтрализации таких проблем.
«Министры (экономического развития России Алексей Улюкаев и иностранных дел Украины Павел Климкин) согласились, что они снова встретятся 12 сентября в Брюсселе для того, чтобы проанализировать результаты и работу экспертов и для обсуждения любых возможных решений волнующих вопросов», - пояснил цель встречи комиссар Европейского Союза по вопросам торговли Карел де Гюхт.
Пока что единственным «волнующим вопросом» для украинского социума является постоянное, надоедливое вмешательство России во внутренние дела Украины - от диктата в области отношений с Евросоюзом до открытой военной агрессии. Высшему руководству Украины следовало бы понимать, насколько раздражительным является даже упоминание про любые уступки, на которые идет официальный Киев. Но в АП успокаивают: трехсторонние консультации не коснутся содержания соглашения.
«Консультации не касаются процесса ратификации. Ни одна буква соглашения изменена не будет», - уверяет заместитель главы АП Валерий Чалый. «Мы сейчас следуем процедурам. После виз 28 министерств 28 стран ЕС соглашение попадает на визирование и правовую оценку в Министерство юстиции Украины. После того попадает к президенту и вносится на рассмотрение парламента. То есть идет последовательный демократический процесс», - подчеркивает он.
А чтобы еще больше убедить общество в демократичности процесса, Чалый проводит вполне неуместную, как представляется, параллель. Чиновник вспоминает, как Янукович сдал России украинские интересы, пролонгировав договор о пребывании ЧФ в Крыму. «Мы не хотим, чтобы было так, как было с пресловутыми харьковскими соглашениями, мы помним, к чему это привело», - говорит он.
Поставив на одну доску Януковича и Порошенко, Черноморский флот РФ и Соглашение об ассоциации, Чалый оказал своему непосредственному «шефу» плохую услугу. Ведь Порошенко (а еще раньше, при подписании политической части соглашения, - Турчинову) народ дал полный карт-бланш на сближение с Евросоюзом. Это была ожидаемое и желанное событие, событие, которое стоило сотни возложенных на его алтарь жизней. В отличие от договоров, касающихся пребывания на Украине Черноморского флота.
Третий очень лишний
Понятно, что Валерий Чалый импровизирует на ходу, и это ему не слишком удается. Однако зарубежные аналитики, возвращаясь к трехсторонним переговорам, выражают уже традиционную озабоченность. «Москва пытается блокировать соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной и получить право вето», - написал в своем Twitter `также польский дипломат и депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольский.
Понимать это следует так: втягивая Киев во все новые «консультации» по поводу договора о торговле между Украиной и ЕС, Кремль надеется приобрести право голоса, которое даст России возможность вносить изменения в текст договора, пишет Сариуш-Вольский.
Отныне РФ всеми силами начнет добиваться поправок к торговому договору между Украиной и ЕС. Сторона РФ будет настаивать на такой формулировке: «до тех пор, пока меры, смягчающие негативное влияние (на Россию. - авт.), не будут согласованы в трехстороннем порядке, торговые и экономические части соглашения между ЕС и Украиной не вступят в силу, и ни одно из их положений не будет применяться между сторонами». Именно это смягчение «негативного влияния» и будет предметом переговоров, которые пройдут в Брюсселе 12 сентября.
При этом эксперты однозначны (в своем мнении): если Москва пролоббирует письменное согласие выполнения своих требований, она сведет на нет все евроинтеграционные усилия последнего времени, а практическая реализация соглашения будет отложена на неопределенный срок. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу искренне удивляется новым пожеланиям Кремля, подчеркивая, что Россия не может иметь никакого «права вето» на отношения между ЕС и Украиной. «Ничего не изменилось по сути нашей позиции», - комментирует ситуацию Баррозу.
Фактор Украины и фактор Европы
Почему украинская власть идет на уступки Кремлю - понятно не совсем. По версии Чалого, дело не в уступках, а в педантичности и желании соблюсти процедуру. Но не вполне искренней является также Европа. Некоторые негативные тенденции последнего времени весьма настораживают. Понятно, что Европа предпочитает наблюдать со стороны за развитием фактической войны между Украиной и Россией, не желая сама быть втянутой в войну экономическую. Однако в попытке сохранить нейтралитет евролидерам иногда изменяет их дипломатическая умеренность.
Среди особо досадных сигналов последнего времени можно назвать совместный призыв Владимира Путина, а также лидеров Франции и Германии Франсуа Олланд и Ангелы Меркель, с которым они обратились к Порошенко. Украинского президента призвали прекратить огонь, свернуть АТО (антитеррористическую операцию - прим переводчика) и сесть за стол переговоров с сепаратистами. Через пару дней после этого Меркель уже единолично призвала президента Украины «сохранять чувство меры» при проведении АТО.
Пожалуй, более циничное заявление, чем то, которое прозвучало в исполнении немецкого канцлера, сложно и представить. Как сложно также сказать, куда делась наша старая добрая Ангела - многолетний лоббист интересов Украины, защитник и - как казалось! - симпатизирующая нашему государству. Между тем ни Меркель, ни Олланд не прониклись судьбой украинской летчицы Надежды Савченко, взятой в плен и брошенной в тюрьму на территории РФ.
Для полноты картины можно вспомнить и недавнюю реплику экс-президента Чехии Вацлава Клауса, который предложил свои услуги... в процессе «неизбежного раздела Украины». Как бы не хотелось разочаровываться в Европе, но знаменитая экспрессивная цитата из обнародованного разговора Виктории Нуланд представляется актуальной как никогда. Уполномоченная Госдепа США, как мы помним, была не слишком высокого мнения про Евросоюз как таковой.
Но вернемся на Украину. На родине президента Порошенко (когда тот будет вносить текст соглашения на ратификацию) тоже может ожидать неприятный казус. Ведь для ратификации соглашения требуется конституционное большинство - 300 голосов. Некоторые предполагают, что их будет легче собрать, если «задобрить» часть парламента консультациями с РФ.
И, наконец, как постскриптум. Литва уже ратифицировала соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной, Молдавией и Грузией. Об этом в своем «Твиттере» сообщила президент Литвы Даля Грибаускайте. «Наилучшие пожелания этим странам на их европейском пути» - написала Грибаускайте. В случае с Украиной это будет достаточно тернистый и непростой путь...
Вчера поступило сообщение, что соглашение Украина-ЕС ратифицировала также Латвия.
Перевод: Антон Ефремов.