16 июня »Газпром» прекратил поставки голубого топлива «Нафтогазу», затем обе компании обратились с исками друг против друга в Стокгольмский арбитражный суд. Первый требует возвращения «долга», который накопился из-за неоправданно высокой цены поставленного в предыдущий период газа, второй стремится к снижению цены и компенсации переплаты за предыдущие годы путем уменьшения суммы «долга». Если отталкиваться от прошлогодних объемов добычи и потребления голубого топлива в стране, скорректированных на динамику уменьшения последнего в этом году, то в июне - сентябре Украина вполне может покрыть свои потребности в голубом топливе за счет внутренней добычи, а получаемые благодаря реверсу объемы направлять для дальнейшего пополнения подземных хранилищ (ПХГ), где сегодня находится 14,2 млрд. м³ газа.
Однако из-за неопределенности со сроками завершения очередной газовой войны правительство начало готовиться и к отопительному сезону без возобновления поставок российского голубого топлива. Так, 4 июля парламент принял в первом чтении внесенный кабмином проект закона «Про особый период в топливно-энергетическом комплексе», который предусматривает комплекс мероприятий на случай введения правительством чрезвычайного положения в энергетике. В нем, в частности, прописана возможность прекращения или ограничения энерго-и газоснабжения различных категорий потребителей, обязательной продажи природного газа частными компаниями предприятиям ТКЭ, ограничения энергообеспечения объектов в сфере теплоснабжения в отопительный сезон ниже имеющегося технологического минимума потребления газа. Одновременно 7 июля Владимир Гройсман, вице-премьер-министр, курирующий ЖКХ, сообщил, что кризисный энергетический штаб разработал комплексный план мероприятий по уменьшению потребления и замещению природного газа для всех категорий потребителей.
С чем зимовать
Детали того, каким образом страна готовится пройти зиму без российского топлива, правительство и «Нафтогаз» не разглашают, однако общие контуры мы попытались очертить на основании доступных данных.
Традиционно отопительный сезон длится с 15 октября по 15 апреля, однако может начинаться и завершаться на неделю- две раньше или позже в зависимости от температуры воздуха, а частные потребители вообще включают и выключают отопление, когда считают нужным. Потребление газа в октябре 2013-го - апреле 2014-го годов (когда его тоже, кстати, пытались экономить) составило 35,8 млрд. м³. Добыто за аналогичный период было 11,7 млрд. м³. Поэтому получаем дефицит в 24,1 млрд. м³. Поскольку Крым добывал и потреблял примерно одинаковый объем, то дефицит для Украины без автономии останется таким же. Таким образом, превышение потребления голубого топлива над его внутренней добычей этого года по базовому сценарию равнялось бы примерно 24 млрд. м³. Поскольку на сегодня официально озвученные запасы ПХГ составляют 14,2 млрд. м³, из которых могут быть использованы 9-9,2 млрд. м³, не менее 15 млрд. м³ нужно все еще получить по реверсу или сэкономить.
Объем импорта из Европы в июне - 0,32 млрд. м³ при пропускной способности ныне задействованных газопроводов 0,62 млрд. м³. К сожалению, в то время как польский маршрут заполняется почти на полную мощность, возможности венгерского реверса даже летом, когда наблюдается традиционный избыток газа на рынке, используются менее чем наполовину (очевидно, из-за отсутствия больших объемов свободного голубого топлива). Так, пропускная способность газопровода, по которому осуществляются реверсивные поставки на Украину из Венгрии - более 16 млн. м³ в сутки (или 480-500 млн. м³ в месяц). Между тем в июне было прокачано только 199,7 млн. м³, а на днях компания FGSZ Ltd, оператор ГТС Венгрии, сообщила, что суточные объемы реверса в первые дни июля вообще упали до 5,2 млн. м³ (менее 33% пропускной способности) против 9,9 млн. м³ в конце июня. Если использование имеющихся мощностей для реверса из Венгрии продолжит оставаться на таком низком уровне, то даже при условии закачки всего реверсного газа в ПХГ его извлекаемые запасы до начала октября вряд ли достигнут даже 10,5 млрд. м³.
Правда, в сентябре планируется начать реверс голубого топлива еще и из Словакии. «Нафтогаз» уже выкупил большую часть выходных транспортных мощностей на газопроводе Вояны - Ужгород у оператора словацкой ГТС Eustream. Заявки на поставку подали более 20 европейских компаний. Пропускная способность этого участка газопровода составит 27 млн. м³ в сутки, то есть потенциально в 0,8 млрд. м³ в месяц. Однако неизвестно, каким будет уровень использования определенного потенциала на фоне имеющихся проблем с наполняемостью ныне действующих реверсивных маршрутов. Учитывая традиционный рост потребления голубого топлива в конце сентября, а также тот факт, что словацкий реверс может стартовать не сначала этого месяца, а с середины или со второй половины, общее накопление в ПХГ газа на начало октября вряд ли будет составлять даже 11 млрд. м³.
За семь месяцев отопительного сезона (октябрь - апрель) потенциал реверса газа из Венгрии, Польши и Словакии будет составлять 47-48 млн. м³ в сутки, то есть 1,4-1,5 млрд. м³ в месяц и 9,8-10,5 млрд. м³ за период. Однако учитывая уже сейчас заметные проблемы с заполнением реверсивных мощностей, которые зимой будут еще больше («Газпром» и Путин лично пригрозили уменьшить объемы поставок таким образом, чтобы минимизировать возможности реверса газа для нужд Украины) имеется высокий риск того, что реально за семь месяцев отопительного сезона импортировать из Европы не удастся более 4-5 млрд. м³ топлива. Поэтому будет оставаться дефицит в размере не менее 10-11 млрд. м³, которые требуется во что бы то ни стало сэкономить внутри страны. Многое будет зависеть от того, будут ли до тех пор восстановлены контроль центральной власти над территорией Донбасса и полноценное функционирование его промышленных объектов. В прошлом отопительном сезоне этот регион потребил 5,8 млрд. м³. Поэтому без необходимости поставлять газ на контролируемые сейчас боевиками территории его дефицит в стране уменьшился бы почти вдвое. Однако в этой статье будем исходить все же из дефицита топлива при условии, что к осени контроль над Донбассом все-таки будет восстановлен, а большинство размещенных там промышленных предприятий смогут возобновить полноценную работу.
По данным развернутого баланса потребления голубого топлива (который сейчас обнародован Госстатом только за 2012 год), крупнейшими его потребителями вне коммунально-бытовой сферы были химические предприятия (6,3 млрд. м³ в виде сырья и еще 0,5 млрд. м³ как энергоносители). Их специфика заключается в том, что в себестоимости большинства видов продукции, которую они производят на Украине, доля газа достигает 60-80% и выше, а так как потом значительную ее часть они экспортируют, то фактически являются реэкспортером российского газа в переработанном виде, что при нынешних ценах, особенно в условиях газовой войны, нецелесообразно. Вместе с тем, даже на всех химических предприятиях (среди которых не все тотально зависимы от газа), по данным Госстата, работает менее 80 тыс. человек (0,4% всех занятых в экономике и 3% - в промышленности), а на основных потребителях голубого топлива из группы фирташевских Osthem Holding - вообще только 21 тыс. Поэтому даже при принудительной остановке этих предприятий из-за прекращения поставок газа, государству на полную компенсацию заработных плат достаточно будет 1-1,5 млрд. грн. (при нынешних ценах российского топлива это эквивалент 0,2-0,3 млрд. м³). Кроме того, как недавно уверял Фирташ, его предприятия смогут работать и без газа, используя импортные полуфабрикаты, прежде всего, аммиак.
Однако даже прекращение поставок газа химпредприятиям, в продукции которых львиную долю себестоимости составляет газ, все же позволит лишь на треть покрыть его ожидаемый дефицит. Как минимум 6-7 млрд. м³ придется экономить именно в коммунально-бытовой сфере. При том, что все эти расчеты действительны только в случае, если зима не будет холоднее предыдущих, сохраняется необходимость уменьшения потребления для коммунально-бытовых нужд на 7-10 млрд. м³. Половину указанного объема можно сэкономить уже в этом сезоне за счет перевода части котельных на альтернативные виды топлива (уголь, дрова и т.д.). По информации источников «Тыждня», в коммунальных котельных сел и районных центров Украины соответствующий процесс действительно уже идет полным ходом. Однако вторую половину, скорее всего, придется все же обеспечить снижением температуры воды, которая будет поставляться для отопления помещений.
Таким образом, даже если зима выдастся холоднее предыдущих, газа в целом должно хватить. Но придется фактически отключить от топлива значительную часть химических предприятий и, не исключено, часть других. И, видимо, смириться с тем, что в домах большинства украинцев (особенно тех, где нет надлежащего утепления) будет не 20-230С, как это часто бывало зимой, а 16-190С. Дискомфортно, но не катастрофично: где-то при необходимости можно будет пользоваться электрообогревателями, где-то теплее одеться. Технологически сделать это проще с коммунальными ТКЭ. В случае частных потребителей такого результата можно достичь только такими средствами принуждения, как уменьшение давления в сетях и снижение до минимума нормы поставки топлива по нынешнему тарифу, установив на сверхурочные объемы полную цену импортного газа со всеми наценками (НДС, транспортировка и т.д.), а это будет 6-7 грн. за м³ и более (в зависимости от курса доллара на то время).
Между прочим, для жителей сел и поселков, которые сейчас пользуются газовыми котлами, это весомый аргумент уже сейчас подстраховаться и приобрести электрообогреватели или еще и установить (восстановить) твердотопливные котлы, которые могли бы работать на угле, древесине или соломе, или даже печное отопление.
Не останавливаться на полпути
В целом можно быть уверенными, что при надлежащей мобилизации всех ресурсов эту зиму стране с большими или меньшими потерями удается пережить даже без возобновления поставок российского газа. И если это произойдет, то будет нанесен очередной сокрушительный удар по стереотипу «критической зависимости Украины от России».
Однако открытым остается вопрос, что делать с отопительным сезоном 2015-2016 годов. Ведь в этом сезоне мы будем иметь в хранилищах почти 9 млрд. м³ российского голубого топлива, закачанного до прекращения поставок в июне, а при условии полного опустошения хранилищ в начале мая 2015 года буквально за пять месяцев в них нужно будет закачать, по крайней мере, столько же газа. Достичь этого только за счет имеющихся (даже с «малым транзитом» через Словакию) мощностей реверса будет невозможно, потому что их пропускная способность за пять месяцев - 7-7,5 млрд. м³, которую, как показал опыт, даже летом сложно использовать на все 100%. В Москве знают об этом и будут ждать, если надо, до следующего отопительного сезона, который в таком случае потребует еще большей экономии или дополнительных альтернативных источников, чем нынешний.
Учитывая вышесказанное уже сейчас нужно начинать не только осуществлять план неотложных мер, которые необходимо успеть реализовать до октября - ноября 2014 года, но и воплощать в жизнь (или активизировать) более масштабные и долговременные проекты замещения газа или создания новых маршрутов его импорта. До октября - ноября 2015 года имеем пока в несколько раз больше времени, чем до нынешнего отопительного сезона, поэтому и успеть при должных усилиях можем в разы больше.
Как свидетельствуют официальные реляции правительства, Минфин и профильные ведомства рассматривают немало вариантов замещения российского природного газа, каждый из которых может быть реализован при условии его целесообразности применения в конкретном регионе или группе населенных пунктов. Во-первых, речь идет о проектах использования биотоплива (древесины и ее отходов, соломы, остатков сельскохозяйственных растений и продуктов их переработки). Эта альтернатива особенно перспективна для населенных пунктов, где проживает не более 20 тыс. жителей, а в таких целом проживает почти половина населения страны. Во-вторых, имеются проекты использования электроэнергии в ночное время для аккумуляции тепла посредством теплоаккумуляторов. Чтобы их реализовать, якобы достаточно лишь 25 рабочих дней - оборудование легко адаптируется к имеющейся системе отопления. В-третьих, использование для отопления синтез-газа, полученного путем газификации остатков угля отечественного производства. В-четвертых, водоугольное топливо, то есть создание угольных смесей. Реализация этого варианта также позволит снизить себестоимость теплоэнергии на 50%. В-пятых, увеличение внутренней добычи традиционного газа с применением технологий глубинного бурения. Дело в том, что в последние десятилетия открыты десятки газоконденсатных нефтегазовых месторождений, однако на глубине свыше 5 км. Такое голубое топливо будет иметь намного большую себестоимость по сравнению с тем, которое сейчас добывается в стране. Однако если на него будет установлена закупочная цена на уровне нынешних цен на импортный газ (и при необходимости освобождения от всех налогов и сборов), то его добыча может стать вполне экономически оправданной.
Однако главное – от слов наконец перейти к делам, особенно тем, которые способны обеспечить результат уже через полтора-два года. Ведь даже за то время, которое остается до следующего отопительного сезона, можно успеть реализовать немало из упомянутого выше и даже достроить в случае необходимости дополнительные отрезки газопроводов в несколько десятков, а то и более ста километров, подключить плавучий LNG-терминал, приобретенный или взятый в аренду, как это уже несколько лет назад планировалось. Большинство проблем, которые якобы стоят на пути реализации последнего, при желании вполне можно быстро решить, заручившись всесторонней поддержкой в этом деле США и привлекая тамошний бизнес. Соединенные Штаты готовятся начать экспорт голубого топлива и если не этой зимой, то по крайней мере следующей могли бы поставить и Украине несколько миллиардов кубометров, таким образом поспособствовав уменьшению ее зависимости от России. При этом можно использовать американские же танкеры и арендованный плавучий терминал, заручиться поддержкой Вашингтона в поиске аргументов для Турции, чтобы убрать все препятствия для их прохождения по черноморским проливам.
Для проведения реальной диверсификации нужно уже сейчас проявить политическую волю и гарантировать всем партнерам, что реализуемые или планируемые с их участием проекты, в том числе и LNG-терминал, будут работать даже при условии, что Россия снова предложит более низкую или и демпинговую цену на свое топливо. А для этого нужно внести в законодательство или Конституцию норму, которая предусматривала бы, что доля газа, которая поступает из РФ или любой другой страны, в общем его потреблении Украины не может превышать 20% или 25%. И придерживаться этой планки, даже если «Газпром», чтобы восстановить контроль на украинском рынке, предложит в полтора-два раза более низкую цену, чем другие поставщики.
При принятии таких решений определяющей должна быть не столько экономическая эффективность, сколько осознание рисков для национальной безопасности в случае сохранения/восстановления зависимости от России. Ведь эта страна и ее тотально зависимые от настроений Кремля компании уже не раз доказывали, что никогда не будут надежными и прогнозируемыми партнерами нашего государства. Поэтому нужно сделать все, чтобы наконец найти возможность в будущем безболезненно переживать неизбежные очередные обострения в двусторонних отношениях. Роковой ошибкой, которую может сделать руководство государства и «Нафтогаза», было бы и дальше лелеять иллюзии о том, что и без введения этих и других альтернативных проектов «Газпром» «рано или поздно вынужден будет пойти на уступки, чтобы не потерять украинский рынок». Такой подход лишь загонит Украину в еще худшую ситуацию сразу после того, как «Газпром» все же реализует «Южный поток» и, не исключено, другие альтернативные проекты.
Одновременно в случае затягивания с решением конфликта в Стокгольмском арбитраже Украине следует не позднее чем 1 мая 2015 года в одностороннем порядке прекратить выполнять соглашения о транзите российского газа, которые были заключены с «Газпромом», например, на основании лишения «Нафтогаза», с которым они и подписаны, права на эксплуатацию украинской ГТС и передачи ее другой компании. И, таким образом, просто заставить российского газового монополиста и европейских импортеров внести изменения в имеющиеся договоры в соответствии с ключевым принципом: продажа российского голубого топлива только на восточной границе Украины как внешней границе Энергетического сообщества, членом которого наша страна является. Ведь, заставив Газпром уже к следующему отопительному сезону продавать значительную часть газа на российско-украинской границе, можно кардинально упростить его закупку у европейских компаний, усилив таким образом свои позиции.
Перевод: Антон Ефремов.