«Еще древние римляне считали: гражданин — это, прежде всего, тот, кто платит налоги. Тот, кто содержит государство. Тот, кто часть своего труда добровольно отдает на общее дело, — заявил 1 июля президент Белоруссии Александр Лукашенко в своей речи, посвященной 70-й годовщине освобождения страны от нацистской оккупации и Дню независимости. — Но ведь налоги — это не только экономическая категория, это категория политическая и, если хотите, нравственная... И стремление любыми способами увернуться [от налогов] ... — это своего рода нравственная измена Родине».
Президент с бодрым видом предсказал, что в 2014 году Белоруссия поставит рекорд по уровню ВВП и заработает в общей сложности 72 миллиарда долларов, что равняется 150 миллиардам в пересчете по паритету покупательной способности.
Далее Лукашенко приравнял трудолюбие к патриотизму, прибегнув к высокопарной риторике того типа, который редко можно встретить с тех пор, как распался Советский Союз. «Многие считают особым шиком ругать все свое, белорусское. Мол, все у нас плохо, товары хуже не бывает, ничего своего не хотим, давай все импортное. Но я поставлю вопрос по—другому: а кто производит белорусские товары? Немцы? Китайцы? Американцы? Может, россияне? Нет! Белорусские товары производим мы с вами, белорусы. И когда мы оцениваем белорусский товар — мы смотрим на себя в зеркало. Его сделали мы с вами. И если он чем-то плох, то, значит, это упрек только нам самим».
После этого он призвал собравшихся гордиться своей работой: «Работать на совесть — это тоже нравственная категория. Это и есть ежедневный патриотизм».
Затем эстафету принял премьер-министр Михаил Мясникович, подчеркнувший, что правительство «активно стимулирует модернизацию и инновационное развитие». «Это как езда на велосипеде: чтобы быть конкурентоспособным нужно постоянно крутить педали, ехать не останавливаясь. Поэтому инвестиции в новые технологии, оборудование, заводы — это суть нашей экономической политики», — добавил он.
Финансовые проблемы
Однако если оставить в стороне красивые слова, оказывается, что у правительства большие трудности. За первые четыре месяца этого года экономика Белоруссии выросла всего на 1%. Во второй половине года вполне вероятна умеренная девальвация белорусской валюты. Сейчас страна держится благодаря внешней поддержке.
«Экономика [Белоруссии] не сумела достичь устойчивого роста после кризиса платежного баланса в 2010-2011 годах, вызванного временным прекращением российской помощи, — пишет агентство Moody’s Investors Service в июньском кредитном отчете по стране. — Рост ВВП в 2012 и 2013 годах в среднем составлял 1,3%, что намного ниже среднего уровня роста ВВП в предыдущее десятилетие, составлявшего 7%».
Страна находится в плохой финансовой форме. В прошлом году дефицит счета текущих операций Белоруссии составил 7,3 миллиарда долларов, что соответствует 10,2% от ВВП. Помимо этого в этом году она должна выплатить по долгам около 4 миллиардов долларов в твердой валюте, 2,4 миллиарда из которых уйдут иностранным кредиторам. По оценкам банкиров, в этом году в общей сложности стране понадобится валюта на сумму в 10,7 миллиарда долларов, однако, по состоянию на май, оставшиеся у страны валютные резервы составляли лишь 2,6 миллиарда долларов.
Впрочем, русские серьезно облегчили положение Лукашенко. 9 июля Белоруссия заявила, что она получила от России кредит на сумму 450 миллионов долларов в рамках подписанного 31 января соглашения между правительствами. В конце июня российский банк ВТБ предоставил Минску краткосрочный кредит в объеме 2 миллиардов долларов, поддержав неустойчивую белорусскую валюту и обеспечив правительству некоторое пространство для политических маневров. Тот же банк предоставил правительству 1 миллиард долларов в виде экстренного кредита. Белоруссия также получает транши из спасательного пакета объемом в 3 миллиарда долларов, предоставленного по договоренности от 2011 года Антикризисным фондом ЕврАзЭс, который управляется Евразийским банком развития.
«По нашим оценкам Белоруссия уже решила проблемы с рефинансированием внешнего долга... С учетом достигнутых недавно договоренностей о передаче в 2015 году в российский бюджет лишь 50% от [нефтяных] экспортных пошлин, состояние платежного баланса страны заметно улучшилось. Теперь базовым сценарием мы считаем мягкую девальвацию белорусского рубля», — отмечает ВТБ.
В то время как Москва продолжает помогать Белоруссии, российский президент Владимир Путин пропагандирует свой проект Евразийского экономического союза — расширенную версию Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, которая должна официально возникнуть в следующем январе. «Россия и Белоруссия продолжат экономическое сотрудничество», — заявил Путин в Минске, в который он прибыл, чтобы отпраздновать вместе с Лукашенко День независимости Белоруссии.
Если Украина, Молдавия и Азербайджан не хотят присоединяться к путинскому торговому блоку, то Белоруссия уже многое выиграла от членства в Таможенном союзе. Ее торговый оборот с Россией, составлявший в 2010 году, в котором был создан Таможенный союз, 27,9 миллиарда долларов, увеличился к 2012 году на треть, достигнув 43,8 миллиарда долларов, хотя в прошлом году он упал до 39,7 миллиарда из-за спада в российской экономике.
На деле у Лукашенко сейчас, фактически, нет выбора. Он просто вынужден связать свою судьбу с Россией. Как утверждает Moody’s, сравнительно высокие темпы роста ВВП Белоруссии и доходов белорусов (сейчас доход на душу населения в стране, по данным МВФ, составляет 16 000 долларов в год, то есть по этому показателю она отстает от России с ее 18 000, но опережает прочие страны своего региона) были достигнуты благодаря подчеркнуто щедрой денежно-кредитной и квазифискальной политике.
«Данная стратегия требует подстегивать рост кредитования, способствующий росту инвестиций, и рост зарплат, способствующий росту потребления, — заключает Moody’s. — Политика вряд ли изменится, пока ее будет финансировать Россия своей экономической помощью. Эта помощь в виде энергетических субсидий и внешнего кредитования, в свою очередь, увеличивает зависимость Белоруссии от России до такой степени, что белорусская экономика теперь не сможет выдержать прекращение российской поддержки».