Китай сделал ошеломляющее заявление в среду утром, когда представитель министерства иностранных дел Хун Лэй сказал агентству Синьхуа, что буровая платформа «Хайян Шию-981» Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) покинула место своей дислокации в спорных с Вьетнамом водах возле Парасельских островов, которое она занимала с 2 мая. С момента размещения там платформа была постоянным источником конфликтов между Вьетнамом и Китаем: практически каждый день заканчивался противостоянием судов береговой охраны и рыболовного флота двух стран, а также бурными антикитайскими протестами во Вьетнаме. Хотя этот внезапный отвод платформы удивителен и показателен по ряду причин, Хун Лэй подтвердил, что Парасельские острова по определению являются китайской территорией, и что «Китай решительно выступает против неблагоразумных нарушений со стороны Вьетнама и принял необходимые меры безопасности для сохранения своего присутствия в регионе».
Решение перебазировать буровую на Хайнань на месяц раньше срока поднимает целый ряд вопросов. CNPC изначально заявляла, что буровая платформа останется на своем месте до 15 августа, однако во вторник сообщила, что поисково-разведочные работы и бурение уже завершены. Заместитель директора департамента стратегических исследований CNPC Ван Чжэнь сказал, что предварительный анализ показал: участок имеет «основные условия и потенциал для нефтеразведки, однако тестовая добыча не может начаться до комплексной оценки всех полученных данных». Таким образом, теперь у Китая есть причина вернуться туда, если он того пожелает, при этом расплывчатая формулировка о необходимости дальнейшей оценки данных, прежде чем продолжить буровые работы, означают, что Китай оставил за собой возможность решать, – когда или если – будет необходимо пересмотреть этот спор с Вьетнамом.
Неожиданный отвод буровой установки до запланированного срока без предварительного уведомления приводит к логичному предположению, что Китай стремится снизить напряженность в отношениях с Вьетнамом, и, пожалуй, уступить международному давлению по поводу его агрессивных претензий на 90% Южно-Китайского моря, что привело к весьма враждебным спорам с Вьетнамом и Филиппинами. Так что это вполне может оказаться именно таким случаем, однако Китай при этом оставил себе пути для возврата к нынешней ситуации, если он этого захочет.
Не давая других официальных объяснений более раннему отводу платформы, Синьхуа отметило, что тестовое бурение было отложено в связи с началом сезона тайфунов. Представитель нефтяной отрасли, имеющий представление об этом деле, в беседе с агентством Рейтер также пояснил, что ранний отвод платформы позволит использовать её для других исследовательских работ. Так как эта платформа действительно является новейшей и самой совершенной по сравнению с двумя другими китайскими морскими нефтяными платформами и способна бурить в два раза глубже, то в этих двух причинах есть некоторый смысл. Китай вывел из этой зоны все остальные суда, которые использовал как для защиты буровой установки, так и в связи с претензиями на спорные воды. По словам заместителя директора министерства рыбных ресурсов Вьетнама, Ха Ле, Вьетнам также вывел из этого района 30 кораблей береговой охраны и рыбоохранных судов из-за приближающегося тайфуна Rammasun.
Любопытно, что Китай решил, по сути, отказаться от притязаний на Парасельские острова в то время, как использование его судами таранных приемов и водяных пушек уже сделало спор игрой в одни ворота: в ходе конфликта было повреждено 27 вьетнамских судов, а также пострадало 15 офицеров по системам наблюдения. Даже антикитайские протесты во Вьетнаме, которые обострились в мае, стихли после того, как правительство приняло эффективные меры к их подавлению, возможно, из-за экономической зависимости Вьетнама от Китая и понимания того, что его флот не может сравниться с китайским.
Так как Вьетнам был в ближайшей перспективе практически нейтрализован, то решение вывести платформу раньше срока, скорее всего, было обусловлено высоким уровнем напряженности в регионе. Недавно обнародованная Китаем девяти-пунктирная линия притязаний в Южно-Китайском море как к Вьетнаму, так и к Филиппинам, подтолкнула страны региона к сотрудничеству в области региональной безопасности. Крупнейший конкурент Китая в регионе, Япония, воспользовалась случаем и взяла на себя обязательство по обеспечению кораблями береговой охраны и укреплению оборонных связей с соответствующими странами. Китай также был главной целью «Диалога Шангри-ла» в конце мая, во время которого США и Япония назвали его попытку изменить статус-кво наиболее важной текущей региональной тенденцией.
Хотя Китай, похоже, сейчас пошел на попятный, он, скорее всего, ведет сложную игру с просчитыванием многих ходов вперед. Пекин не отказался ни от одного своего притязания, однако показал, что может отстаивать свои права (по крайней мере, в отношении гораздо более слабого Вьетнама) и достичь своих целей, несмотря на возмущение в регионе и практически ежедневные стычки. Китай, скорее всего, расценивает это как создание успешного прецедента, показывающего, что он может навязывать собственные интерпретации региональных границ без заметной негативной реакции. Китай ослабил напор? Что не менее вероятно, так это то, что китайское руководство осознает, что может вернуться к вопросам, подобным этому, в то время и в том месте, когда и где оно само посчитает нужным в будущем, при этом региональный баланс безопасности существенно не изменится и не укрепится против него в промежуточный период. Если же что-то пойдет не так, то волноваться тоже не о чем: ценный образец морского оборудования уже укрыт в безопасных домашних водах, а Китай доказал, что у него есть средства, позволяющие ему выдержать устойчивое региональное давление.