Первая информация, которая появилась в СМИ и социальных сетях об авиакатастрофе, констатировала, что вблизи Донецка, на Украине упал самолет Малазийских авиалиний, выполнявший рейс MH17. Эта информация моментально стала обрастать подробностями. В частности, указывалось, что крушение лайнера было не простой случайностью, так как маршрут проходил над спорной территорией, где на протяжении длительного времени идут боевые столкновения между повстанцами-сепаратистами, поддерживаемыми Россией и вооруженными силами Украины.
В последние недели этот регион стал свидетелем ожесточенных боев, в ходе которых были сбиты военные самолеты и вертолеты. При этом информация о том, кто их сбил, при каких обстоятельствах и каким типом вооружения достаточно туманна и противоречива.
Сразу же возникает вопрос: кто может иметь системы ПВО, способные сбить гражданский авиалайнер, летящий с крейсерской скоростью на высоте более 10 тысяч метров?
Несомненно, что такого рода вооружение имеют Россия, Украина, и, возможно, пророссийские сепаратисты на юго-востоке Украины.
Для того, чтобы сбить гражданский самолет на такой высоте требуются современные средства ПВО. Переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) выполнить это технически невозможно.
Многие источники указывают на то, что авиалайнер Малазийских авиалиний был сбит ракетой «земля-воздух» зенитно-ракетного комплекса «Бук».
Зенитно-ракетный комплекс «Бук» предназначен для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах от 30 м до 18 км. Он состоит на вооружении вооруженных сил России и Украины.
В конце июня в российских СМИ появилась информация о том, что представители ополчения провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) взяли под контроль украинскую военную часть противовоздушной обороны с зенитно-ракетными комплексами «Бук».
Были ли на стороне сепаратистов люди, способные управлять столь сложной военной техникой — остается загадкой.
Но надо иметь в виду, что в стране, где большинство мужчин проходили обязательную военную службу, а многие из них были ветеранами локальных войн, можно допустить наличие высококлассных специалистов—операторов на стороне сепаратистов.
Кроме того, не надо исключать возможности, что сепаратисты могли получать техническое содействие и помощь со стороны России для обслуживания столь сложной военной техники.
Заслуживает внимания и тот факт, что в некоторых российских СМИ и соцсетях пророссийских сепаратистов появилась информация о том, что был сбит военно-транспортный самолет украинских ВВС Ан-26. Время публикации и место падения совпадает со временем, когда предположительно был сбит малазийский лайнер «Боинг-777».
В частности, лидер «ДНР» Игорь Стрелков в соцсети разместил информацию о том, что повстанцы сбили самолет возле Тореза.
«В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, он валяется где-то за шахтой „Прогресс“. Предупреждали же — не летать в нашем небе», — написал Стрелков. Позднее эта информация была удалена.
Маловероятно, что кто-то - кем бы он ни являлся - специально сбил гражданский самолет.
Скорее всего, произошла роковая ошибка. Операционные системы зенитно-ракетных комплексов «БУК» не имеют возможности визуального опознавания цели. А на экране локатора практически невозможно отличить гражданский авиалайнер от военно-транспортного самолета.
В результате крушения в Донецкой области самолета Boeing 777 компании Malaysia Airlines погибли 298 человек, среди них граждане Нидерландов, Австралии, Малайзии, Индонезии, Великобритании, Германии и Бельгии, Филиппин и Канады.
В условиях нарастания напряженности в отношениях между Россией, США и Европой в связи с событиями на Украине, политические последствия столь страшной трагедии могут быть непредсказуемыми.