В Японии растет число компаний, которые вводят целевые показатели по количеству женщин на управляющих должностях. Все это делается для того, чтобы увеличить число женщин в рядах менеджеров. Из-за нехватки талантливых человеческих ресурсов на пути к глобализации правительство Абэ предлагает продвижение женщин как стратегию поддержания роста. Однако этим попыткам постоянно что-то мешает, и Японии еще далеко до лидеров в области привлечения женского труда — США и Европы.
Синко Курихара (44 года) с завода Hitachi прошлой весной стала заместителем начальника департамента, что соответствует уровню управляющего отделом на обычной фирме. Ее работа состоит в разработке систем для университетов и министерств.
В полшестого вечера она говорит двум своим подчиненным: «До свидания», — и идет в детский сад забирать своего пятилетнего сына. Она рано ложится спать, но зато встает в пять утра. Она составляет список задач на день и отправляет самой себе письмо на электронную почту с этим списком. В этом заключается один из ее способов поднять свою эффективность в рабочее время.
Перед повышением начальник спросил ее: «Когда ты сможешь оставаться после работы?» — на что она ответила: «Я дам результат и в установленные часы». Поначалу она чувствовала себя виноватой, когда уходила домой раньше всех, но сейчас все изменилось. «Я делаю все в рабочие часы, даю хороший результат. Настанет время, когда все больше женщин будут работать на управляющих должностях наравне с мужчинами», — считает она.
Прошлой весной Hitachi объявила о введении целевого показателя по увеличению количества женщин-менеджеров в Японии: число таких работников должно возрасти в 2,5 раза за период в восемь лет до 2020 года. Президент компании Хироаки Наканиси считает: «Для глобализации необходимо преодолевать стены культурных привычек и гражданств, причем первым шагом на пути к глобализации станет продвижение женщин».
Стратегия роста стала попутным ветром
Введение целевых показателей направлено на то, чтобы дать всем компаниям задачу по активному продвижению женщин по карьерной лестнице. В рамках стратегии роста правительство поставило перед собою цель увеличить число женщин на управляющих должностях до 30% к 2020 году.
7 июля Mitsubishi Heavy Industries заявила о своем намерении увеличить количество менеджеров-женщин в три раза: к 2020 году их станет 250 человек. Зарубежные компании схожего профиля нанимают персонал, не обращая внимания на гражданство и пол, и это считается само собой разумеющимся. Нередки случаи, когда при переводе по работе на совместные предприятия за границей командированные японцы оказываются под началом руководителя-женщины. Президент компании считает, что для гладкого продвижения бизнеса «необходима работа с персоналом без разграничения по половому признаку».
В компании Sony женщины занимают лишь 5% руководящих должностей. В прошлом году эта компания впервые заявила о том, что поставила перед собой задачу увеличить число менеджеров-женщин до 15%. Компания даже устроила специальные курсы по «лидерству» для того, чтобы увеличить количество женщин, стремящихся занять руководящие должности.
Корпорации, первыми внедрившие целевые показатели, уже показывают результаты. Косметическая компания Shiseido, сейчас пользующаяся большой популярностью среди девушек-выпускниц, еще в 2005 году поставила перед собой цель увеличить процент женщин на управляющих должностях с 11,7% в два раза, и в конце 2013 года этот показатель составил 26,8%. Nissan также в 2004 году ввела систему задействования женского потенциала, в результате чего число женщин на руководящих постах увеличилось в четыре раза. Президент компании Карлос Гон говорит о женщинах-менеджерах: «Они необходимы для повышения конкурентоспособности компании, для того чтобы отвечать требованиям рынка и клиентов». С другой стороны, есть и предприятия, которые не занимаются установкой целевых показателей. Крупная металлургическая компания JFE Holdings задумалась о том, не обернется ли такое решение «обратной дискриминацией». «Мы хотим, чтобы женщины естественным образом занимали руководящие должности и улучшали рабочую обстановку вокруг себя», — говорит представитель компании.
Соотношение в 10% — отставание от Запада
По сравнению с другими странами, в Японии крайне мало женщин-руководителей. Против средних 30% в странах Северной Америки и Европы — в Японии, как и в Южной Корее, процент таких работников составляет всего лишь 10%.
Правительство Абэ поставило перед собой цель достичь по этому показателю 30% к 2020 году для того, чтобы сохранить необходимое количество рабочей силы при продолжающемся старении населения. Власти собираются при помощи новых законов сделать такие целевые показатели обязательными не только для государственных учреждений и сил самообороны, но и для частных компаний.
Однако действие законодательства тоже имеет ограничения, сами предприятия тоже должны идти навстречу инициативам правительства. Специалист из Японского института исследований Мика Икэмото отмечает: «Необходимо работать над созданием всесторонней системы, которая смогла бы повышать работоспособность и поддерживать баланс в повседневной работе».
В Европе, лидирующей по продвижению женщин в обществе, дело не ограничивается руководящими должностями в компаниях. В Норвегии была введена квота в 40%, обязывающая предприятия вводить женщин на высшие управляющие должности. Евросоюз обсуждает введение системы квот в советах директоров компаний.