90% попавшего в океаны мусора окончательно исчезло из вида. К такому выводу пришли авторы опубликованного 6 июня испанского исследования. Они предполагают, что животные могли проглотить эти отходы, которые, таким образом, могут оказаться и у нас на столе.
Atlantico: В рамках опубликованного 6 июня исследования испанские ученые установили, что 90% из 10 миллионов тонн отходов, которые попали в пять океанов нашей планеты, бесследно исчезли. Специалистам удалось обнаружить лишь 35 тысяч тонн мусора. По одной из гипотез все объясняется тем, что отходы могли проглотить морские животные. Раз мы находимся на вершине пищевой цепи, означает ли это, что к нам в организм попадает с пищей пластик? Если предположение подтвердится, как это может отразиться на нашем здоровье?
Франсуа Гаглиани: Проводившие это исследование ученые занимались главным образом микроотходами, то есть частицами отходов размером менее 5 миллиметров. Суть их гипотезы действительно в том, что отходы становятся пищей для рыб и по пищевой цепочке могут попасть в организм человека. По правде говоря, мне самому во все это не слишком-то верится. Если же предположение на самом деле получит подтверждение, то опасность может представлять содержащий углеводороды пластик. Что касается твердых частиц, то есть макроотходов, они никак не могут попасть в пищевую цепочку и уж точно оказаться в организме человека. Тем более что заглотить их могут только питающиеся планктоном рыбы, а люди их не едят. Но даже если у нас на столе окажется заглотившая пластик рыба, он выйдет у нас из организма естественным образом. Как бы то ни было, некоторые виды животных регулярно заглатывают пластик. В частности это относится к птицам отряда буревестникообразных, которые принимают мусор за икру (быть может, их привлекает цвет) и заглатывают его. Черепахи находятся в таком же положении. Нередко бывает, что в определенных зонах у 70% черепах в желудках находится на 20 килограммов отходов. Исчезновение отходов действительно может объясняться этим фактором, учитывая, что в общемировых масштабах эти животные могут заглотить несколько миллионов тонн мусора.
— Рыбу вылавливают у берегов, то есть вдали от плавающих в океане мусорных островов?
— На самом деле у побережья концентрация пластика выше, чем в океанических зонах. В 2000-х годах капитан морского фонда Algalita Чарльз Мур первым заговорил о мусорных пятнах. С этого момента люди начали активно обсуждать мусорные острова. Но если внимательно изучить историю, станет понятно, что на самом деле первым начал говорить о подобном явлении никто иной, как Жюль Верн. В частности оно описывается в XI главе вышедшей в 1870 году книги «20 тысяч лье под водой». Через своего героя, который цитирует океанографа Мэттью Мори, Жюль Верн описывает зону в Саргассовом море, где скапливаются веревки, доски и т.д. Кроме того, особенность этого моря в том, что вся его поверхность покрыта знаменитыми плавучими саргассовыми водорослями. Они по большей части находятся у американского побережья, куда их относит круговое антарктическое течение. То же самое касается и пластика, который, кстати говоря, обнаружили еще в 1972-1974 годах. В 2000-х годах об этом явлении начали говорить уже иначе, то есть как о массовой концентрации отходов. То есть, мы много говорим о мусорных островах и пятнах в океане, но на самом деле зоны с самым высоким загрязнением находятся ближе, чем мы может себе вообразить. Учитывая, что в мире ежегодно производится 290 миллионов тонн пластика, 35 тысяч тонн — это еще относительно терпимая цифра. Настоящая проблема гораздо глубже.
— Разве у этих морских животных, о которых мы говорим, нет достаточно времени, чтобы вывести пластик из организма?
— Да, разумеется. Последние исследования по этим вопросам говорят, что планктон и крупные морские животные вроде черепах выводят проглоченные отходы из организма естественным образом. Представьте, что студент грызет колпачок руки, и случайно проглатывает маленький кусочек. Пластик ни в коем случае не попадет в кровь и будет выведен с калом. Тем более что сам процесс пищеварения как раз нацелен на этот отсев. Что касается рыб, они либо успешно выводят пластик, либо гибнут. Поэтому опасность того, что пластик окажется в пищевой цепочке, практически отсутствует.
— Какие еще гипотезы могут объяснить исчезновение отходов?
— Мы с коллегами в скором времени намереваемся опубликовать наше исследование, которое посвящено примерно тем же вопросам. Нам также удалось найти примерно 35-40 тысяч тонн отходов, что в целом немного. В итоге мы приходим к заключению, что отходы, скорее всего, опустились на дно океана, где они будут постепенно разлагаться до состояния наночастиц, то есть практически невидимых частиц, которые невозможно замерить. Повторюсь, по моему мнению, рыбы никак не могли проглотить этот пластик.
Франсуа Гальгани (François Galgani) — сотрудник проекта Ifremer, специалист по морской экотоксикологии.