Каждые два года городок, расположенный в 35 км к юго-западу от Лондона, привлекает к себе внимание представителей мирового авиастроения. С 1948 года здесь на базе местного аэродромного комплекса проводится один из крупнейших в мире авиакосмических салонов The Farnborough International Exhibition and Flying Display. В Европе он второй по значению и масштабам после французского Ле-Бурже, с которым чередуется по годам проведения. Но в отличие от Ле-Бурже, ориентированного в большей степени на гражданскую авиацию, экспозиция Фарнборо всегда имеет чёткий военный акцент.
В этом году английский авиасалон богат на сюрпризы — причём не только на инновационные и технические. Больше всего «повезло» России, делегация которой понесла существенные потери из-за того, что буквально накануне открытия выставки Великобритания отказала во въездных визах многим представителям государственных компаний-участниц, по преимуществу — чиновникам. Причиной, судя по всему, стала позиция России в конфликте с Украиной. Москва расценила этот шаг как политически мотивированный и потребовала объяснений.
Но объяснять тут, похоже, нечего. Странно, что российская сторона, уже не раз предупреждённая о расширении западных экономических санкций, по-прежнему относится к ним пренебрежительно и расслабилась настолько, что пропустила удар с направления, которое никак не назовёшь неожиданным. Великобритания имеет большой зуб на российских силовиков и чиновников ещё из-за убийства Литвиненко, а ситуация в Украине многократно усугубила ситуацию. России грозят финансовые потери, поскольку затраты на участие в выставке ей никто не возместит. Оставшиеся неподписанными потенциальные контракты можно будет заключить и позже — на других выставках, поэтому гораздо более существенным негативным фактором для России станет имидж «нежелательного гостя», перед носом которого захлопнули дверь.
Это был первый, но не последний сюрприз. Накануне открытия авиасалона в Фарнборо стало известно, что Великобритания к 2018 году планирует построить… собственный космодром. Это нельзя расценивать иначе как сенсацию, поскольку в организации космических полётов у страны, мягко говоря, маловато опыта. Ещё в 1986 году правительство Великобритании решило не инвестировать средства в пилотируемые космические программы и подготовку космонавтов. Единственным побывавшим в космосе представителем страны остаётся Хелен Патриция Шэрман (Helen Patricia Sharman), слетавшая в 1991 году к орбитальной станции «Мир» на корабле «Союз ТМ-12». Несколько уроженцев Великобритании являются астронавтами NASA, но официально все они граждане США. Сейчас в отряде астронавтов Европейского космического агентства ESA лишь один британец — Тимоти Пик (Timothy Peake), но он должен отправиться в космос не раньше будущего года.
Тем не менее Великобритания на шестом месте в мире по производству аппаратов и другого оборудования аэрокосмического назначения, её затраты на эти цели составляют почти 14 млрд. долларов. По данным министерства науки, сейчас в правительстве существуют планы пересмотреть прежние позиции в отношении пилотируемых полётов и исследования космоса. Возможно, что сообщение о британском космодроме — подтверждение того, что эти планы начинают приобретать более конкретные очертания.
Согласно информации газеты The Guardian, космодром должен будет обслуживать прежде всего коммерческие полёты — например, отправлять на околоземную орбиту космических туристов. В случае реализации этого проекта британский космический порт может стать первым объектом такого рода на территории Западной Европы. Предполагается, что в его строительстве и эксплуатации примут участие британская компания Virgin Galactic и американская XCOR.
Впрочем, часть критически настроенных экспертов утверждает, что реализация такого масштабного проекта в столь сжатые сроки вряд ли возможна, а за всеми этими планами правительства не стоит ничего, кроме предвыборных обещаний. Не вполне понятно, чем подобные планы могут привлечь консервативного британского избирателя, но если принимать идею космодрома всерьёз, то поневоле возникает слишком много вопросов, на которые пока нет ответов.
Например, существует восемь разных вариантов размещения космодрома, причём шесть потенциальных площадок для строительства находятся в Шотландии, что выглядит несколько странно. Как известно, 18 сентября там проводится референдум о независимости от Великобритании, так что в случае положительного решения космические планы придётся менять.
На этом фоне более перспективными выглядят инновационные идеи от концерна Airbus. Разработчики главного европейского авиастроителя предлагают отказаться от стёкол в пилотской кабине самолёта и перейти на компьютерные дисплеи. Это позволит размещать управление лайнером в любом закрытом отсеке — в багажном отделении, в нижнем секторе носовой части или даже в хвостовом отсеке. Понятно, что за счёт отсутствия стекла увеличивается общая прочность корпуса и отпадают такие проблемы, как обогрев окон и их очистка, однако для пилотов переход на работу «вслепую» будет психологически непрост. Дисплею можно доверять лишь тогда, когда на 100% обеспечена непрерывная подача электроэнергии. Но на этот случай у конструкторов, видимо, тоже есть идеи, о которых они расскажут в ходе выставки.