Руководители государств Европейского союза в среду не договорились о новом верховном представителе блока по внешним делам. Лидеров ЕС часто упрекают в неспособности добиться единогласия про важным для Европы делам, но на этот раз перенос принятия решения можно считать достижением.
Утверждение в должности верховного представителя ЕС по внешним делам министра иностранных дел Италии Федерики Могерини, которая считалась наиболее реальным претендентом, могло привести к катастрофическим последствиям для способности Европы дать единый ответ на агрессивные попытки России изменить послевоенный расклад на континенте, а также для репутации ЕС как влиятельного внешнеполитического игрока. К счастью, для соответствия должности на этот было недостаточно лишь формального комплекта качеств и калькуляций политического торга, и, по меньшей мере, для части лидеров ЕС была важна также профессиональная пригодность кандидата.
Такой исход совещания Совета ЕС – это также успех стран Балтии, который подорвал еще один стереотип о ЕС: мол, «новые» и «маленькие» государства не могут влиять на действительно важные решения блока, которые в результате взаимного торга, в конце концов, принимают «большие» и «старые» государства. Отклонение кандидатуры Могерини свидетельствует о росте влияния «новых» государств в принятии решений ЕС.
В среду не была достигнута договоренность и о новом президенте Совета ЕС, как планировалось первоначально. Однако уже до начала совещания прогнозировалось, что соглашение по должности нового координатора общей политики ЕС, которую осенью оставит Херман ван Ромпей, будет отложено, а главные усилия будут направлены на то, чтобы добиться единодушия по кандидатуре нового представителя ЕС по внешним делам. Теперь намечено продолжить обсуждение по этим двум должностям на заседании Совета ЕС 30 августа.
Зато руководители стран-членов ЕС договорились усилить санкции против России – приостановить новые проекты в России Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития и до конца месяца подготовить расширенный список лиц, предприятий и организаций, на которых распространяются санкции. И это тоже успех ЕС. (В тот же день США существенно расширили санкции против России, распространив их, в том числе на главную российскую нефтекомпанию Роснефть, Газпром-банк и ряд предприятий военно-промышленного комплекса, а также на нескольких приближенных к Путину лиц).
Адвокат Путина
Нынешнего координатора внешней политики ЕС Кэтрин Эштон сразу после вступления в должность в 2009 году многие упрекали в отсутствии опыта в сфере внешней политики и в политике вообще, а позже ее критиковали за неспособность взять на себя роль лидера в формировании общей внешней политики ЕС. Неожиданное утверждение Эштон на данной должности называют образцом нехорошей практики ЕС, когда на важные посты находят слабую компромиссную фигуру, которая не будет конкурировать с интересами крупных государств.
Все упреки в адрес Эштон могли бы показаться маловажными, если бы ее сменила министр иностранных дел Италии Могерини.
После того как Италия в июне переняла председательство в ЕС, первым конечным пунктом визита Могерини была Москва, где она заверила министра иностранных дел России Сергея Лаврова, что Италия во время своего президентства в ЕС сделает все возможное, чтобы «помочь найти взаимоприемлемое решение» по украинскому кризису, а вопрос евроинтеграции Украины нужно решать «с учетом интересов всех вовлеченных сторон».
Могерини поддерживает запланированный Москвой проект газопровода South Stream в обход Украины, который еще больше усилит зависимость Европы от российского газа. Этот газопровод «очень важен для нашей страны, а также для энергетической безопасности всей Европы», утверждает она вопреки здравому смыслу.
На заседании Европейского совета по внешним делам (ECFR) в июне Могерини оправдывалась, что не является адвокатом Путина, и сразу же призвала и ЕС, и НАТО не предаваться «мышлению в духе холодной войны», а использовать спровоцированный Кремлем кризис как возможность подумать об отношениях с Россией «на долгосрочную перспективу» и «немного стратегически». Аннексию Крыма она даже не упомянула.
Возможно, красноречивее всего свое понимание о формировании политики и конкретно об отношениях Запада с Россией Могерини выразила в марте на Брюссельском форуме Фонда Маршалла, когда она прервала выступление президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса об агрессии России глупым замечанием: «Теперь – разбомбим Россию? Каково же решение?». Далее Могерини резюмировала, что, мол, Россия может обойтись без Италии, а Италия без российского газа – нет.
Политика, в понимании которого отношения с Россией это выбор между бомбежкой и уступками, действительно можно упрекнуть в некомпетентности и ограниченности. Некий критик охарактеризовал выраженные главой МИДа Италии в микроблогах выводы так: они напоминают дневник, написанный «самоуверенным подростком». То, что Могерини оказалась во главе списка претендентов на должность координатора внешней политики ЕС, является совпадением побочных факторов, не имеющих ничего общего с ее профессиональными качествами, способностями и опытом.
«Кандидатура министра иностранных дел Италии не будет поддержана», - прямолинейно заявил во вторник премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичус. Президент Литвы Даля Грибаускайте высказалась немного дипломатичнее: персона, которая будет назначена на должность представителя ЕС по внешним делам, должна, «по меньшей мере, стараться был нейтральной», а не «занимать очень узкую и противоречивую позицию, в особенности по Украине».
Не столь резко публично, но не менее жестко в кулуарах против кандидатуры Могерини возражали также Латвия, Эстония, Польша, Швеция и некоторые другие государства – всего 10. И новый руководитель Европейской комиссии Жан Клод Юнкерс сказал, что хотел бы видеть на посту координатора внешней политики ЕС «сильного и опытного человека». Незадолго до заседания Совета ЕС канцлер Германии Ангела Меркель констатировала, что договоренности, возможно, не удастся достичь.
Как минимум, не прокремлевский
После совещания в среду нынешний президент Совета ЕС ван Ромпей подчеркнул, что неспособность договориться о представителе ЕС по внешним делам ни в коем случае нельзя считать чем-то «драматическим» и неудачей. Можно согласиться, что это не было неудачей для политики ЕС в будущем. Однако такой результат достаточно драматичен.
Социалист Могерини получила бы желаемую должность в случае «обычного бизнеса» по дележу постов, когда внешние и, по сути, второстепенные факторы важнее профессиональной пригодности претендентов. Кандидатура министра иностранных дел Италии считалась самой подходящей, потому что вписывалась в «пакет сделки» по распределению должностей, когда предпринимается попытка уравновесить доводы партийной принадлежности, представительства «малых» и «больших» государств и полов. К тому же, Могерини поддерживала не только Италия, но и Франция, президент которой Франсуа Олланд и после совещания пытался отстаивать ее кандидатуру, используя странный аргумент: будто это всего лишь должность «выразителя мнения», когда личные взгляды относительно России не важны.
Оказалось, что у большинства других стран иная точка зрения о необходимой квалификации представителя ЕС по внешней политике. И премьер-министр Италии Маттео Ренци, настойчиво лоббировавший своего министра, после совещания был вынужден признать поражение: «Если это будет опытный мужчина, то не думаю, что это будет Могерини».
Тем не менее, и канцлер Германии Меркель, и руководители других стран в очередной раз подтвердили, что упомянутая должность полагается представителю социалистов. Значит, шансы получить ее, очевидно, утратили как министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский (он и ранее казался некоторым государствам чрезмерно антироссийски настроенным), так и представитель Болгарии, нынешний комиссар по международному сотрудничеству и гуманитарной помощи Кристиана Георгиева (ее не поддерживает даже премьер-министр Болгарии из-за непринадлежности к его партии социалистов). Эти кандидатуры предлагались как альтернатива выдвиженцу Италии.
Дискуссии о должностях продолжатся. Глава правительства Латвии Лаймдота Страуюма в четверг выразила надежду, что 30 августа мы узнаем имена и президента Совета ЕС, и верховного представителя ЕС по внешним делам. Слишком рано прогнозировать, кого посчитают достаточно походящим все 28 государств, однако отклонение Могерини недвусмысленно продемонстрировало, что представитель ЕС по общей внешней политике должен соответствовать еще одному, особо актуальному в данное время критерию. Он должен быть «как минимум, не прокремлевским», как сказала в среду в Брюсселе президент Литвы Даля Грибаускайте.
Перевод: Лариса Дереча.