Стремящиеся наказать Россию более жесткими санкциями, поступают неверно.
Самолет МН17 Малазийских авиалиний был сбит в зоне военных действий на востоке Украины, где Киев ведет все более смертоносное сражение против пользующихся поддержкой Москвы сепаратистов. Теперь задача состоит в том, чтобы направить ужас и возмущение от гибели почти 300 ни в чем не повинных людей на деэскалацию конфликта и поиск надежного и долговременного политического урегулирования, в рамках которого были бы признаны права всех граждан Украины.
Сделать это будет непросто. Сейчас, когда бушуют эмоции, и идет острая информационная война, позиции, скорее всего, будут ужесточаться, а конфликт будет усиливаться, что ведет к возрастанию риска трагедий в будущем.
Есть три неотложные задачи. Во-первых, надо как можно скорее провести «полное, тщательное и независимое расследование», к чему призывает Совет Безопасности ООН. Расследование следует считать объективным и не вызывающим подозрений в том случае, если оно успокоит ситуацию. Москва должна отказаться принимать «черные ящики» с борта самолета, которые ей предлагают сепаратисты, и настоять на том, чтобы они без промедления были переданы независимым следователям. Вашингтон, Брюссель и Киев, со своей стороны, не должны поддаваться искушению и обнародовать те сведения, которые подтверждают их версию случившегося. Если самолет действительно сбили сепаратисты, публичное подтверждение прозвучит гораздо сильнее и убедительнее, когда его сделает заслуживающее доверия независимое следствие.
Во-вторых, надо добиться прочного и поддающегося проверке прекращения огня, о стремлении к которому говорят все стороны. Начать можно с перемирия на месте трагедии, чтобы можно было провести тщательное расследование в зоне крушения авиалайнера. Далее, следует установить эффективные меры пограничного контроля на базе российских и украинских сил, а также крупного контингента наблюдателей из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Сделать это нужно для того, чтобы сдержать поток людей и боевой техники из России на Украину. Надо оказать помощь всем перемещенным в ходе конфликта лицам.
И последнее, надо приложить согласованные усилия для прекращения конфликта. Киев очень не хочет вести переговоры напрямую с лидерами сепаратистов, потому что они - российские агенты. Но Киев знает, что ему все равно придется иметь дело с русскими для урегулирования конфликта. Он должен согласиться на участие лидеров сепаратистов в переговорах.
Этих шагов вряд ли будет достаточно для тех многочисленных людей на Западе, которые настаивают на силовом подходе с целью разгрома сепаратистов и наказания России более суровыми санкциями. Они считают, что случившаяся трагедия должна, наконец, пристыдить ЕС и заставить ее согласиться на более жесткие санкции, типа американских. Несмотря на их высоконравственную горячность, такой подход является ошибочным.
Какими бы ни были долгосрочные последствия от ужесточения санкций, в ближайшей перспективе они сделают лишь то, что делали раньше: еще больше сплотят общество вокруг Путина, активизируют ультранационалистические силы и заткнут рты тем представителям элиты, которые все чаще испытывают неловкость и беспокойство от путинской политики. Внешняя угроза поможет Кремлю отвлечь внимание общества от тех трудностей и невзгод, которые возникают в связи со стагнацией экономики.
Санкции сыграли свою роль в удержании России от более агрессивных действий. Но гораздо более важным является страх Кремля перед последствиями от отправки войск через границу, а также осознание огромных издержек от взятия под свою ответственность Луганска и Донецка, составляющих промышленный пояс Украины (такому осознанию помогла аннексия Крыма). Даже в случае принятия дальнейших санкций Москва все равно будет дестабилизировать Украину до тех пор, пока не будут приняты меры по защите ее жизненно важного интереса. А интерес этот заключается в том, чтобы Киев принял во внимание озабоченности Москвы и не сближался с Западом.
Более эффективным ответом стали бы серьезные усилия по перестройке украинского государства и по восстановлению его экономики. История показывает, что российская экспансия останавливается, натолкнувшись на хорошо организованные и сплоченные государства. Для этого Украине нужна помощь в проведении политической реформы и в создании компетентной армии и сил полиции.
Украинскому президенту Петру Порошенко надо превратить свою политическую партию в инструмент государственного управления и в противовес коррумпированным кланам олигархов. Те 20 миллиардов долларов, что были обещаны Западом в качестве помощи, - это лишь небольшая доля от суммы, необходимой для восстановления экономики.
Даже если Киев сумеет в ближайшее время разгромить сепаратистов (а это большое «если»), Путин делает ставку на то, что Западу не хватит терпения и ресурсов для перестройки и возрождения Украины. Наверное, он неправ, но те, кто сегодня громче всех призывают к санкциям, не дают ему оснований для изменения своей точки зрения.
Автор статьи с 2004 по 2007 год работал старшим директором по России в Совете национальной безопасности США.