«Марсельеза» а капелла и во весь голос. Гимн исполнил хор из почти двух сотен военных, которые разместились между вертолетами, истребителями Rafale и бронетехникой в душном ангаре, где Франсуа Олланд до этого выступил перед французскими войсками. В четверг президент начал африканское турне с Кот-д’Ивуара, в пятницу продолжил его в Нигерии, а в субботу отправился в столицу Чада Нджамену. Там расположен командный центр операции «Бархан», которая начнется уже 1 августа. Глава государства хотел лично проследить за ходом подготовки. И этот этап поездки выдался далеко не самым легким.
Дело в том, что главе государства пришлось сотрудничать с президентом Чада Идрисом Деби, который широко известен безразличным отношением к вопросу прав человека. По словам Франсуа Олланда, переговоры о региональной безопасности с Чадом не подразумевают «ни малейших уступок», потому что «Франция не отступает». Как бы то ни было, когда на совместной пресс-конференции президенту Чада задали вопрос о правах человека, его ответ прозвучал жестко и раздраженно. «Чад — это демократическое и правовое государство. Чад — независимая и суверенная страна», — заявил Идрис Деби, после чего ведущий конференции напомнил собравшимся, что все вопросы должны касаться лишь проблем безопасности в регионе. Только о ней впоследствии и шла речь. «Я хотел сообщить президенту Деби о том, как Франция намеревается реорганизовать свои ресурсы», — отметил Франсуа Олланд.
На перекрестке региональных кризисов
В Нджамене будет находиться командный центр операции «Бархан». Она включает в себя людей, которые были задействованы в операции «Сервал» в Мали и «Ястреб» в Чаде: речь идет примерно о 3 000 человек. Их распределят по целому ряду баз по всему региону. Так, в столице Нигера Ниемее разместится база разведки, а в Уагадугу (Буркина-Фасо) направят спецподразделения. По словам Франсуа Олланда, система командования «Барханом» обеспечит «большую эффективность и скорость ответа» на исламистские угрозы. В силу географического положения Чад оказался на пересечении сразу нескольких региональных кризисов: террористические отряды и наркоторговцы на юге Ливии, «Боко Харам» в Нигерии, стабилизация Мали, кризис в Центральноафриканской Республике... «Угроз существует множество, — отметил Франсуа Олланд в выступлении перед французскими военными. — Сегодня речь идет о существовании этих очагов терроризма».
Этим и объясняется интерес Франции к Идрису Деби. «В Африке не будет безопасности без сильного и ответственного Чада», — отметил Франсуа Олланд. До этого он крайне любезно отозвался о президенте страны, подчеркнул высокое «качество наших отношений» и поблагодарил его за помощь в Мали, без которой «нам не удалось бы достигнуть такого успеха». У борьбы с терроризмом тоже есть цена.