Катастрофа малазийского Боинга на территории Украины вызвала активное обсуждение в турецких СМИ, особенно после заявления премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о том, что «малазийский самолет сбила Россия» (Hürriyet, 18.07). Как отметила Zaman (20.07), МИД РФ словно ответило турецкому лидеру, подвергнув критике бездоказательность заявлений представителей иностранных государств.
«Пассажиры малазийского самолета стали жертвами вооруженного конфликта между украинской армией и пророссийскими сепаратистами», — пришла к выводу Hürriyet (20.07). На борту лайнера находилась группа специалистов по борьбе со СПИДом, которые, как подчеркнула Hürriyet (20.07), работали над поиском средств решения этой общей для России и Украины проблемы: ведь по распространенности ВИЧ Россия и Украина уступают только Африке, отметило издание.
Малазийский самолет, сбитый в воздушном пространстве Украины, лишь создал новые новые геополитические риски, которых стало еще больше с началом операции Израиля в секторе Газа, посчитала Hürriyet (19.07). При этом, по мнению экспертов, столь опасная атмосфера, связанная с изменением балансов на мировых рынках, ценах на нефть и сырьевые ресурсы, наблюдается впервые после глобального кризиса 2008 года.
По мнению Sabah (20.07), атака на малазийский Boeing могла быть совершена только украинскими или российскими вооруженными силами, поскольку пророссийские силы ополчения на Украине не обладают оружием, способным сбить самолет на высоте в 10 тысяч метров. Вслед за западными экспертами Hürriyet (18.07) отмечала, что, по одной из версий, зенитный ракетный комплекс «Бук» мог оказаться в руках пророссийских сепаратистов, якобы захвативших его у вооруженных сил Украины. Согласно другой версии, ракетами данного типа сепаратистов могла снабдить Россия.
После появления информации о том, что самолет был сбит ракетой российского производства, на Западе быстро набрала силу точка зрения, согласно которой вина за трагедию лежит на Москве. К такому выводу пришел обозреватель Cumhuriyet (21.07), отметивший, что СМИ игнорируют факт наличия таких же ракет у украинского правительства. При этом позиция западного блока не дает ответа на очень важный вопрос: каким образом малазийский лайнер оказался в этом воздушном пространстве, если пассажирские самолеты Великобритании, Франции, Германии, да и самой Малайзии во время предыдущих полетов огибали данный регион? В целом, заключает автор, в тот момент, когда мировая экономика приобрела новый финансовый институт в лице банка развития БРИКС, призванного защищать страны БРИКС от давления США и их союзников, были созданы все условия для «аварии, счет за которую можно без труда предъявить России».
Отвечая на вопрос о том, станет ли банк развития БРИКС альтернативой системе МВФ и Всемирного банка, автор статьи в Milliyet (21.07) отметил, что для этого БРИКС потребуется создать дополнительные убедительные механизмы. Примером могут быть свои рейтинговые агентства или подразделения, занимающиеся исследованием методов определения процентной ставки.
В напряженной атмосфере, связанной с падением малазийского лайнера, на фоне телефонных переговоров, которые президент Украины Петр Порошенко постоянно проводит с президентом США Бараком Обамой, премьер-министрами Малайзии, Великобритании и Нидерландов, украинский лидер нашел время для встречи в Киеве с министром Турции по делам ЕС Мевлютом Чавушоглу, сообщила Hürriyet (18.07). Это, как отметил Чавушоглу в заявлении для информагентства AA, «указывает на значение, которое Украина и сам Порошенко придают Турции». Турецкий министр также подчеркнул необходимость в том, чтобы «Россия сняла запрет на въезд крымскотатарского лидера Мустафы Джемилева в Крым».