После того, как вечером в четверг в небе над востоком Украины был сбит пассажирский самолет Boeing 777 малайзийских авиалиний, особенно запоминающимися стали два выступления президент России Владимира Путина.
Во-первых, это ночное заседание президента России в четверг, которое началось с минуты молчания по жертвам сбитого самолета Boeing. Он подчеркнул, что Украина должна взять на себя ответственность за случившееся; он потребовал «провести тщательное расследование и найти виновников этого преступления». Путину было тяжело найти подходящие слова — он делал паузы, оговаривался. Казалось, он нервничал, будто бы он находился в замешательстве.
Во-вторых, в пятницу президент РФ Владимир Путин прибыл в подмосковный Сергиев Посад в Троице-Сергиеву лавру, где принял участие в торжествах по случаю 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В своей речи (которая шла в прямом эфире) президент подчеркнул, что в тяжелые времена иностранной интервенции и внутренней междоусобицы святой призывал к спасительным единству и любви. «Именно они могут спасти нас», — подчеркнул президент.
Данные воззвания помогли «собрать русские земли». Радонежский вдохновил на «патриотический, национальный и нравственный подъем»; его наследие стало «ключом к пониманию России, к ее традициям единства и консолидации». На этот раз Путин казался другим — решительным, сильным, одухотворенным великой идеей.
Больше, чем просто усталость?
Было бы очевидно предположить, что такая усталость сказывается на президенте в связи с его длительным перелетом из Латинской Америки, где он находился с официальным визитом.
Подозрения в том, что именно ополченцы (и неважно, с прямой или косвенной подачи России) сбили пассажирский самолет малайзийских авиалиний, усилили давление на российского президента — в один момент была прекращена поставка вооружения и личного состава через границу.
И если подозрения окажутся верными, то Европейскому Союзу ничего не останется, кроме как ввести санкции против ряда секторов российской экономики. К тому же западные эксперты указывают на значение денежного оборота от покупок нефти и нефтяной промышленности, которые значительно больше способствуют увеличению бюджета, чем экспорт газа. США уже внесли российскую нефтегазовую копанию «Роснефть» в свой санкционный список. Перенос российского политического вектора на азиатские страны и страны БРИКС, который с гордостью освещается в российских СМИ, мог бы уберечь от коммерческих потерь — особенно это касается Европы.
Весомым последствием стремительной политической переориентации стал подписанный в мае многомиллиардный контракт по поставке газа между Россией и Китаем. Российская сторона должна была принять во внимание фиксированную цену на газ, которая превратит данный проект, учитывая необходимые миллиардные инвестиции, в убыточную сделку. Центральный Банк должен использовать свои долларовые резервы для того, чтобы поддержать рубль. К тому же не проходит и дня без сообщений о том, как дорого обходится присоединение Крыма к России.
Заложник все более подозрительного происходящего?
Все те, кто считает Путина рациональным политическим деятелем, который использует холодный расчет и пропаганду через СМИ, могут сослаться на решение сенаторов конца июня 2014 года — верхняя палата отозвала мандат Путина на ввод российских войск на Украину. За этим может скрываться стремление Москвы избежать европейских санкций в секторах экономики. К тому же Путин якобы часто встречается с Алексеем Кудриным, который с 2000 по 2011 года занимал пост министра финансов.
Говорят, что именно Кудрин не раз отговаривал российского президента от военного вмешательства на востоке Украины. Главная причина — экономические последствия и ухудшение отношений с Западом. Так ли это на самом деле, неизвестно.
Те, кто считает Путина рациональным политическим деятелем, должно быть, видят в нем заложника дум — если посмотреть на темную ситуацию на востоке Украины. Человека, которому можно дать «последний шанс», как сказал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (Mark Rutte).
Русский народ — самый «рассредоточенный» по миру
Неизвестно, собирается ли Путин «перекрыть военный кислород» ополченцам и дать им «проиграть».
С одной стороны, ему могла бы грозить новая внутриполитическая опасность. Наконец, в течение долгих месяцев государственное телевидение передает информацию о том, что на востоке Украины люди становятся жертвами геноцида; СМИ прославляют ополченцев. Не только в радикальной газете «Завтра», но и в бульварной газете «Московский комсомолец» была напечатана история героя — лидера ополченцев Игоря Гиркина (Стрелкова). Месяц назад он сетовал, что Путин «фактически дезавуировал свое заявление о защите мирного русского народа Донбасса». Стрелков надеется, что у Москвы осталась еще «совесть», чтобы принять какие-либо меры.
С другой стороны, выступление Путина скорее похоже на воззвания Сергия Радонежского — российский президент не может быть тактиком с холодным расчетом; он может быть предводителем, образ которого так близок ополченцам. Кажется, исторические корни Древней Руси вдохновляют российского президента. 18-го марта, когда Крым был присоединен к России, Путин — дипломатично и искусно, как никогда ранее — подчеркнул, что «русский народ является самым „рассредоточенным“ по миру народом».
Детское воспоминание о крысе
После удовлетворения просьбы о вводе российских войск на территорию Украины Советом Федерации 1-го марта и присоединения Крыма к России (с помощью «зеленых человечков» в форме, но без атрибутов власти) в РФ стали говорить о детском воспоминании Путина. На него произвела впечатление маленькая крыса, которая была загнана в угол и которая мужественно перешла от отчаяния к наступлению. Как раз в то время из Киева бежал протеже российского президента Виктор Янукович.
Сбитый под Донецком пассажирский самолет малайзийских авиалиний вновь «загнал» Путина в угол. Предлог для наступления был найден очень быстро: якобы Украина нанесла удар по лайнеру. Еще в прошлый понедельник пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал газетную статью — речь в ней шла о том, что некий приближенный к Кремлю источник угрожал Украине «точным ответным ударом» — «глупостью». В пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что все точки на Украине, из которых «намеренно» ведется обстрел российской территории, должны быть «уничтожены».