Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) при модернизации армии делает ставку прежде всего на то, чтобы сделать профессию военного более привлекательной. Речь идет о «культуре руководства и организации», «дополнительного образования» и «удаленной работе» — но не о повышении довольствования. Рудольф Грамлих (Rudolf Gramlich) — бывший солдат, он знает, каково было соотношение его довольствования и выполняемой работы. 59-летний мужчина — эксперт по вопросам налогообложения для солдат в объединении налогового консультирования. Он говорит: «Я вижу необходимость в улучшении ситуации».
Солдаты могут выбрать период службы, например, два года, шесть или пятнадцать лет. Те, кто соответствуют определенным требованиям, могут стать профессиональными солдатами. Такие военные являются служащими, хотя есть и некоторые отличия. Им не нужно делать отчисления на социальную сферу. Вместе с тем, они должны застраховаться на случай возникновения потребности в постороннем уходе. Кроме того, военные получают бесплатное медицинское обслуживание. Это означает, что они в случае возникновения любых заболеваний или ранений бесплатно обслуживаются в поликлиниках и больницах бундесвера. То есть им не нужна отдельная медстраховка. В общей сложности, из довольствования вычитаются только налоги, остальное они получают брутто.
Кроме того, военные обладают налоговыми преференциями. Путь до казармы они могут представить к налоговому вычету, как это делается в некоторых компаниях в отношении проезда до рабочего места. Кроме того, солдаты могут пройти обучение и стажировки на войсковых учебных площадках, как командировки у сотрудников компаний.
Однако отсутствует гибкость солдатской профессии. Так, воинская часть не всегда находится там, где живет семья. В большинстве случаев военные должны брать в расчет, что работать придется вдалеке от места проживания. Кроме того, они практически никогда не остаются на все время в одной воинской части, приходится часто менять место службы, даже если нет необходимости выезжать на военные операции за границу.
Солдат среднего ранга, например, старший сержант, после трех лет службы зарабатывает от 2200 до 2300 евро в месяц брутто. Но это уже «унтер-офицер с офицерским темляком», в иерархии бундесвера, где-то в верхней части среднего ранга. Простой ефрейтор, низший ранг после прохождения основного обучения, начинает с 1950 евро.
Бывший солдат Грамлих подводит итог: солдаты из-за отсутствия страховых взносов находятся в лучшем положении по сравнению с обычными работниками, но вознаграждение у них невысокое. «Если я хочу иметь квалифицированный персонал, тогда я должен ему что-то предложить», — говорит Грамлих. Поэтому он видит необходимость в улучшении ситуации в немецкой армии.