На прошлой неделе на востоке Украины произошла катастрофа, страшнее которой трудно себе представить, по крайней мере, на нашем континенте. Был сбит гражданский лайнер, совершавший полет из Амстердама в Куала-Лумпур. Около 300 пассажиров и членов экипажа погибли. Еще не предоставлены однозначные доказательства того, кто отдал приказ сбить самолет, кто при этом оказывал военную и профессиональную поддержку, и кто стоит за этой катастрофой. Но есть улики. И сходятся эти улики в одном – они ведут через украинских сепаратистов на востоке Украины в Россию, в Москву, в Кремль. Там властвует Владимир Путин, мечта которого – Великая Россия. Это мечта о властной и разрушительной агрессивной политике.
По данным западных спецслужб, сепаратисты, прошедшие обучение в России, обслуживали систему ПВО. Ракеты класса «земля-воздух» относятся к тому типу тяжелого вооружения, которое могло быть переправлено через границу и передано в руки сепаратистов. Воинское соединение, которое запустило смертельные ракеты, должно быть, вернулась в Россию еще в ночь на пятницу. То, что мы видим на месте крушения самолета, непостижимо, гротескно, бесчестно. Это показывает истинный характер сепаратистов.
Для американского правительства, которое вначале воздерживалось от оценок, сейчас ситуация ясна. Оно обвиняет Россию в пособничестве и возлагает на Москву часть вины за убийство такого количество невинных людей, хотя Владимир Путин может и предостерегать от злоупотребления катастрофой в политических целях.
С момента агрессивного присоединения Крыма весной этого года Запад задается вопросом – «Что делать?». Сейчас этот вопрос встает с особой остротой. Как мы должны относитьсяк российскому руководству, которое еще недавно рассматривалось как стратегический партнер, а сейчас, захватив территорию чужого государства, с помощью дестабилизации обстановки и антизападной пропаганды ищет пути к новому величию? И это руководство до недавнего момента находило понимание, в том числе, со стороны Германии. Но это было до катастрофы с боингом. Европейцы и Соединенные Штаты вначале пытались воздействовать на Путина путем принятия мягких санкций. Они обращались к нему с призывами оказания влияния на ополченцев. Но то, что они услышали в ответ – бесцеремонность и заносчивость. Их просто выставляют дураками.
Российская политика неуспешна
Вероятно, сейчас настанет час истины. Так называемых, секторальных санкций не удастся избежать. При этом не нужно опасаться предостережений о том, что они приведут к новой холодной войне. Не Запад развязал крупнейший за многие десятилетия конфликт, в чем многие упрекают европейцев, которых и так часто высмеивают. Это Кремль, который своим поведением показывает, что он из себя на самом деле представляет. Кстати, о холодной войне. Катастрофа, произошедшая в четверг, напоминает об уничтожении корейского самолета Советским Союзом в 1983 году.
Разумеется, не стоит ожидать, что жесткие санкции немедленно образумят Путина. Для этого он слишком далеко зашел в тупик национализма. Но поскольку разрыв с западными партнерами и рынками увеличивается, и, надеюсь, соответственно, растет осознание того, что великорусская политика, начавшаяся с присоединения Крыма, не была безумно успешной, санкции могут оказаться действенными в среднесрочной перспективе. По крайней мере, может произойти поворотный момент.
А если нет? Не стоит себя обманывать. Ни европейцы, ни американцы не стремятся к масштабной конфронтации. Напротив, до этого момента их политика строилась на проблесках надежды. Этот принцип продолжает действовать и сегодня, даже если действующие лица от Вашингтона до Берлина утратили часть своих иллюзий. Американский президент не хочет далее углубляться в конфликт. Он считает, что ответственность лежит на европейцах, для которых на кон поставлено намного большее.
Уважение перед Обамой тает
В определенном смысле события на востоке Украины напоминают происходящее на Ближнем Востоке. В них отражается снижающееся влияние державы, чей президент не хочет больше стоять у руля впереди, я стремится руководить ситуацией сзади или даже возложить всю ответственность на других. Неудивительно, что его призывы к сторонам конфликта на Ближнем Востоке, сложить оружие, не услышаны. Возникают сомнения и относительно того, что Путин испытывает большое уважение к Обаме. Почему? В конце концов, его авторитет и престиж - не на высоте.
И все-таки. Позволю себе пару теплых слов в адрес Владимира Путина. От Путина зависит, будет ли у России хорошее будущее в мире; будущее, которое состоит из чего-то большего, чем агрессивный и напыщенный национализм.