Пять организаций по защите прав человека были внесены в реестр НКО как «иностранные агенты», что могло бы предвещать их скорый конец и последующий удар по гражданскому обществу.
Можно ли еще верить Владимиру Путину? Во вторник перед заседанием Совета Безопасности Российской Федерации российский президент заверил, что каких-либо затягиваний гаек не планируется. Но накануне Министерство юстиции РФ добавила в реестр НКО новых «иностранных агентов» — ими стали еще пять некоммерческих организаций. Среди них оказался и небезызвестный правозащитный центр «Мемориал», который, начиная с конца 1980-х годов, занимается анализом прошлого сталинизма и нарушением прав человека.
Также в реестр также были внесены и межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора» и региональная общественная организация «Экозащита!-Женсовет» в Калининграде. Такие НКО, как «Юристы за конституционные права и свободы» и фонд содействия защите прав и свобод граждан «Общественный вердикт», тоже оказались в списке, ведь они уже долгое время являются «сторожами» Фемиды.
В случае если данные организации «появляются на публике», то они обязуются указывать на то, что их информация восходит к НКО, то есть они выполняют функцию иностранного агента. Для этого достаточно и получаемых ими денег или финансирования проектов. В случае противоправных действий им грозит денежный штраф; в случае повторного нарушения закона члены НКО будут арестованы и будут обязаны закрыть свою организацию. До сих пор ни одна организация не сталкивалась с данным видом «порочащих» наказаний.
В последние годы Москва все чаще ограничивала права гражданского общества. Со времен «оранжевой революции» 2004 года в Киеве Кремль видит в ангажированных гражданах самую серьезную опасность для свой авторитарной модели правления.
Последним шагом станет фаза, когда придет конец абсолютно всем независимым НКО. В начале июля Федеральная налоговая служба бросилась на помощь Министерству юстиции — обязала «Московскую школу гражданского просвещения» выплатить миллионные налоги. В отличие от прошлых лет ФНС признала любые финансовые пожертвования налогооблагаемыми. Все это могло стать прецедентом для того, чтобы «выкачивать деньги» из НКО, поддерживаемых из-за рубежа.