- Только что министр иностранных дел запретил въезд троим российским мастерам сцены. Как вы на это смотрите?
- Я не буду это комментировать. Потому что я ушел с «Новой волны», и оставьте меня, наконец, в покое с нею! В свое время на меня нападали за все что угодно, и я это хорошо помню. Поэтому теперь не буду комментировать, правильно это или неправильно. Пусть это остается на совести тех, кто принимает такие решения.
- Оказывает ли общий фон негативное влияние, в том числе и на взаимоотношения деятелей искусства?
- Я думаю, что нет. Скоро в Риге пройдут гастроли Московского Гоголевского центра под руководством Кирилла Серебренникова, у нас регулярно выступают российские оперные певцы, недавно Родион Щедрин с Майей Плисецкой были в Риге. Никаких проблем нет, у нас нормальные отношения. К сожалению, страсти нагнетают.
Если российские мастера сцены приезжают в Ригу, многие латыши этого даже не замечают, но когда наши собираются на гастроли в Россию, ажиотаж начинается основательный. Мы пережили это несколько месяцев назад.
- Ка вы оцениваете направленные против России санкции?
- Все время ими грозят, но, по сути, эти санкции такие… Никто не может понять, чего добиваются при помощи них. Государства взаимосвязаны, те же российские газ и нефть играют огромную роль в мире. Так что, кричат друг на друга, но никаких радикальных решений еще не принято.
- Выходит, что главное желание – создать ажиотаж, поднять пену, а не искать решение по существу?
- Естественно, украинский вопрос используется всевозможными способами. Как с одной, так и с другой стороны. Что является одним из самых больших бизнесов в мире? Торговля оружием. Поэтому и выгодно, чтобы где-то постоянно проходили бои.
- Не связаны ли страсти, которые наблюдаются в Латвии, в том числе и с выборами?
- Естественно, многие этим летом думают о приближении выборов. Только о том, что было не сделано, или о том, что было неправильно, никто не говорит. Говорят: мы вышли из кризиса, но ведь никуда далеко не продвинулись – мы до сих пор среди беднейших стран Европы. Достойно сожаления и то, что у нас остается все меньше жителей: посмотрите – люди по-прежнему стремительно покидают Латвию. Почему об этом не говорят, а говорят не о столь важных вещах? Мы даже не можем найти министра здравоохранения – никто больше не хочет идти на эту должность! У правительства нет никакого авторитета.
- Может быть, после выборов что-то изменится?
- Самая большая трагедия – нечего противопоставить нынешним. Те, кто туда готовится,.. Ну, извините меня…
Все говорят, что должны прийти молодые. Так, приходите, молодые, действуйте! Но я не могу назвать такие фигуры. Меня рассмешило, что в ходе проведенного Институтом Латвии опроса самыми выдающимися личностями современности были названы те же, что и обычно: Стрейчс, Петерс, Мара Залите, академик Страдиньш. Новых лиц я там не заметил…
Спасибо за проявленное уважение, но действительно должны прийти молодые. В том числе в политике. И сильные – чтобы хотя бы в том же Брюсселе могли что-то сказать, а не просто ездить, сидеть, болтать. А главное, как я заметил, те же, кого мы выбрали, между собой тоже не могут поладить. Так, кто же там представляет Латвию?
Перевод: Лариса Дереча.