Антисемитизм и теории заговора в некоторых семьях — часть воспитания, говорит палестинец Ахмад Мансур (Ahmad Mansour), который борется в Берлине с радикализацией мусульман. Он опасается, что ненависть к евреям выльется в насилие.
Ахмад Мансур — палестинец, выросший в Израиле. Ненависть к евреям была частью его детства и юности. Девять лет назад он переехал в Германию. Сегодня 38-летний дипломированный психолог живет в Берлине и консультирует гражданские инициативы на тему радикализации мусульман и антисемитизма.
SZ: Во время антиизраильской демонстрации в Берлине мусульмане называли евреев «трусливыми свиньями». И в других городах были слышны антисемитские лозунги. Откуда идет эта ненависть?
Ахмуд Мансур: Это часть воспитания в некоторых мусульманских семьях, и в Германии тоже. Из поколения в поколения детям в семьях передается чувство того, что мусульмане во всем мире угнетаются. И виновны в этом, по их мнению, евреи. Они делают все, чтобы побороть ислам. Конфликт на Ближнем Востоке порождает ненависть и агрессию. Вместе с тем он объединяет различные группы мусульман.
— Почему?
— То, что произошло за прошедшие годы в мусульманском мире, вселяет неуверенность в верующих по всему миру. В Сирии или Ираке мусульмане борются друг против друга, это не подходит к черно-белому мышлению. Для некоторых конфликт на Ближнем Востоке нужен именно для того чтобы сконцентрироваться на вражеском образе евреев. Если посмотреть на видео с демонстрации в Берлине, вы увидите сторонников ХАМАС, салафитов, суннитов, шиитов. Объединяются группы, которые обычно друг с другом не контактируют.
— Но никто не вмешиваются, когда начинаются оскорбления.
— Это показывает, насколько глубоки корни антисемитизма.
— Среди антиизраильских демонстрантов много молодых мужчин и женщин...
— Именно они особенно агрессивны и составляют большую часть демонстрантов. Для них протесты — законный способ выплеснуть свою агрессию. Этим молодым людям с детства внушали вражескую картину, в том числе, их родителями, друзьями, знакомыми, а также в мечетях и школах Корана. В потайных комнатах они смотрят арабские телеканалы, которые выплескивают пропаганду.
— Какую роль играют социальные сети в распространении антисемитизма среди мусульман в Германии?
— Особенно для молодых людей важнейшим источником информации является Facebook. Отчасти то, что там происходит, настоящая травля. В опубликованных постах не делается различия между израильтянами и евреями. Вместо этого размещаются ужасающие видео вроде — «Посмотрите, что опять сделал еврей». Но если поподробнее разобраться в кадрах, становится ясно, что они сняты в Сирии или Ираке. Критические голоса практически не слышны, а если кто-то и решается высказаться против, это стирают в порошок.
— Можете привести пример?
— Одна женщина-мусульманка участвовала в соцсети в дискуссии. Она написала, что ХАМАС тоже виновен в том, что сейчас происходит в Секторе Газа. После этого ее назвали потаскухой. Хорошо бы, если бы ее изнасиловал еврей, прокомментировал пользователь. И израильтяне активны в Facebook, некоторые открыто ищут конфронтации. А потом в их адрес поступают угрозы об отравлении газом.
— Исламские объединения могут повлиять на травлю?
— Они активно в этом не участвуют. Но я бы пожелал, чтобы турецко-исламский союз Milli Görüs обратил внимания на антисемитизм среди мусульман и серьезно занялся этим вопросом в своих рядах. Антисемитизм долгие годы присутствует в большинстве мечетей и молодежных группах. Тот, кто выступает за одностороннее отображение событий, говорит о геноциде или распространяет черно-белые фотографии, вносит свою лепту в эту травлю. Я участвовал в одной исламской конференции и вновь затронул эту проблему. Мне было сказано, что и среди израильтян тоже присутствуют антимусульманские настроения. Возможно, но речь была не об этом. Ненависть абсолютно вышла из-под контроля, и союзы не контролируют молодежь. Я не исключаю, что на будущих демонстрациях дело дойдет до жестоких столкновений.
— В мечети в Нойкельне в Берлине один служитель молил о смерти сионитам. Видео можно увидеть в сети. Как это действует на мусульман-антисемитов?
— То, что он сказал, не ново. В любом случае, есть различие, исходят ли эти слова в комментарии в Facebook, или они говорятся служителем в мечети прямо в сердце Германии. Это другой уровень. То, что никто не поднялся, чтобы высказать критику, меня не удивляет. Это показывает, что подобные высказывания являются чем-то самим собой разумеющимся. Демонстранты, которые называют евреев «трусливыми свиньями», не ощутили каких-либо ответных мер со стороны полиции. Это придает, конечно, уверенность в том, что можно продолжать в том же духе. Но мы должны показать, что была перейдена граница.
— Полицейские выглядели беспомощными, когда звучали радикальные лозунги. Как общество относится к антисемитизму среди мусульман?
— Многие люди нерешительны, потому что сами знают немного о конфликте, например, на Ближнем Востоке. Они колеблются между озадаченностью и тем, что происходит в Секторе Газа и ответственностью перед Израилем из-за немецкого прошлого. Только дискуссии левых показывают, насколько недифференцированно подходит к этому вопросу и политика.
— Где необходимо, по вашему мнению, изменить ситуацию?
— Еще в школе. Важно, чтобы молодежь, о которой здесь идет речь, нашла бы кого-то, кто смог бы развеять вражеский образ.
— На уроках истории подробно говорят о Холокосте. Этого недостаточно?
— Важно тематизировать на уроках Третий рейх. Но все же это немецкий концепт, который не доходит до молодежи с мусульманскими корнями. Антисемитская позиция связана с теориями заговора, с односторонним рассмотрением конфликта на Ближнем Востоке. Свою роль играют и исламистские тенденции. Важно обратить на это внимание. Такие темы, как ближневосточный конфликт, необходимо обязательно рассматривать в школе. Есть материалы, которые отображают эту тему дифференцированно. Вместе с тем нужно дать ученикам возможность открыто говорить о предрассудках, чтобы от них потом освободиться.
— В школах разве это не делается?
— Педагогика еще не так далеко зашла. Я работал с молодежью с палестинскими корнями, которой в школе запрещалось ездить на экскурсии в бывшие концентрационные лагеря. Учителя боялись, что дойдет до провокации с их стороны. Также есть учителя, которые с пониманием относятся к антисемитизму школьников, потому что их самих затронули трагические события в Секторе Газа. Это не имеет ничего общего с педагогикой.
— Вы палестинец и выросли в Израиле. Вы сами чувствовали ненависть по отношению к евреям? Как вы от этого освободились?
— Будучи подростком, я желал евреям смерти и сравнивал их со свиньями. Меня так воспитали. Мои друзья думали так же. Когда я начал учиться в Тель-Авиве, я познакомился со многими израильтянами и евреями. Мне пришлось осознать, что они не имеют ничего общего с моими представлениями. Эта встреча помогла мне научиться рассматривать всё более дифференцированно. И сейчас я хочу дать возможность молодым людям, мусульманам в Германии освободиться от этих предрассудков.