Брюссель — Европа не торопится вводить «третью фазу» санкций для того, чтобы еще больнее ударить по важнейшим секторам российской экономики: 24 июля Европейский Союз столкнулся с очередным препятствием в своей попытке подтолкнуть Владимира Путина к тому, чтобы он все же взял на себя ответственность за сбитый самолет компании Malaysia Airlines и прекратил войну против Украины. Пока останки 298 жертв рейса МН17 продолжали прибывать в аэропорт Эйндховен (Eindhoven), послы 28 стран ЕС собрались в одном из залов и, используя в качестве улики запись прослушанных переговоров сепаратистов, приступили к обсуждению нового ряда санкций против России. Уход в отставку украинского премьера Арсения Яценюка после того, как всеукраинское объединение «Свобода» и партия бывшего чемпиона по боксу Виталия Кличко «УДАР» вышли из парламентской коалиции, лишь облегчил задачу тем членам ЕС, которые хотели бы потянуть время. «История нам этого не простит», — заявил Яценюк, обвинив перебежчиков в том, что они заморозили законопроекты, необходимые для реформирования страны. Кажется, все это дело рук Петра Порошенко, согласно которому, «украинское общество хочет полной перезагрузки власти» с проведением досрочных парламентских выборов.
Послы ЕС решили обновить черный список юридических и физических лиц, в отношении которых распространяются санкции (от отказа в визах до замораживания финансовых активов), включив в него 15 российских высокопоставленных чиновников и активистов пророссийского движения на востоке Украины, 9 компаний и 9 организаций. Однако приближенным к Кремлю олигархам и предприятиям придется подождать до следующей недели. Для активации «третьей фазы» — санкций в сферах обороны, энергетики и финансов — нужно время. И, возможно, немало. Однако «обсуждение продолжится еще и на следующей неделе», — заявил официальный представитель исполнительного комитета ЕС. «Когда государства-члены Евросоюза решат (и если они решат), как будут вести себя дальше, Еврокомиссия представит им необходимые законодательные предложения». Подготовить неофициальный документ для перехода к «третьей фазе» было поручено Еврокомиссии, которая впервые подошла к работе с особой ответственностью. Европейским бизнесменам запрещено приобретать акции или облигации, выпущенные российскими банками, участие государства в капитале которых превышает 50% (7,5 миллиардов в 2013 году), и компаниями, деятельность которых связана с секторами, попавшими под действие санкций. Европейские биржи будут закрыты для российских акций. Также будет введено эмбарго на продажу оружия (300 миллионов в год, не считая уже подписанных крупных договоров). Не обойдется и без ограничений на экспорт техники, используемой как в гражданских, так и военных целях (в совокупности 20 миллиардов, несмотря на то, что Комиссия изначально предложила ограничиться товарами на сумму в 4 миллиарда), а также на экспорт так называемых «чувствительных технологий», особенно в области энергетики (150 миллионов).
Особое внимание к сфере финансов как бы намекает на то, что Дэвид Кэмерон намеревается сдержать слово. Британский премьер настаивал на «серьезных экономических санкциях», обвиняя Францию в совершенно «немыслимом» поведении, имея в виду поставку кораблей «Мистраль» в Россию. Как подчеркнул аналитический центр «Open Europe», вся тяжесть санкций падет, прежде всего, на сам Лондон: «несмотря на то, что Франция с Германией стали изъясняться в более резких категориях, их слова все равно расходятся с делом». Еврокомиссия постаралась не затронуть интересов столиц, выступающих против «третьей фазы», — Парижа, Берлина и Рима, и сделать так, чтобы ограничения в сфере энергетики коснулись лишь техники, необходимой для «производства в долгосрочной перспективе, чтобы не срывать нынешние поставки». Премьер-министр Италии Маттео Ренци в одном из интервью заявил о том, что Италия «будет заодно с Великобританией, Германией и Францией», но все-таки лучше постараться не доводить ситуацию до новой холодной войны.