Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая война: «Бомбардировки вокзалов были бы выходом»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британия и США в ходе Второй мировой войны довольно поздно пришли к выводу, что необходимо сконцентрировать свою ударную силу на бомбардировках объектов инфраструктуры и транспорта Германии. Историк Рихард Фаренкамп занимается исследованием вопросов, почему это так и насколько долго могла бы продолжаться Вторая мировая война, если бы воздушная война велась иначе.

Вторая мировая война могла бы закончиться гораздо раньше, если бы страны антигитлеровской коалиции решились на бомбардировки основных товарно-сортировочных вокзалов Германии, утверждает историк логистики Рихард Фаренкамп (Richard Vahrenkamp).

На войне решающее значение имеет то, по каким целям наносятся основные удары. Великобритания и США лишь довольно поздно пришли к выводу, что необходимо сконцентрировать свою ударную силу на бомбардировках объектов инфраструктуры, а также транспорта Германии. Историк логистики Рихард Фаренкамп, долгое время преподававший в университете Касселя, занимается исследованием вопросов, почему это так и насколько долго могла бы продолжаться Вторая мировая война, если бы воздушная война велась иначе. 

 

Die Welt: В период с 11 по 19 июля 1944 года американские ВВС предприняли несколько мощных воздушных атак на центральную часть Мюнхена. Было произведено в общей сложности около пяти тысяч вылетов, в результате которых погибли 1471 человек, а около 200 тысяч горожан остались без крова. Как вы считаете, эти атаки на центр города были правильными, с точки зрения тактики и стратегии?

Рихард Фаренкамп: Нет, атаки на центр города никак не повлияли на силу немецкой армии. К примеру, завод BMW в района Мюнхен-Аллах (München-Allach), продолжал в это время производство авиадвигателей. У него было 75 заводов-смежников, которые поставляли ему комплектующие со всей Германии на сортировочный вокзал Мюнхен-Лайм (München-Laim). И получилось так, что Мюнхен бомбили, а расположенный поблизости вокзал нет. Подобные примеры, когда страны коалиции пощадили расположенные рядом с городами сортировочные вокзалы, встречались и в других местах, в частности, в Мангейме (Mannheim), где располагалась крупнейшая сортировочная станция на юго-западе Германии, а также в Крефельде (Krefeld), где находился крупнейший товарный вокзал в Рейнской области. 

 

— А почему бомбардировки вокзалов начались так поздно? Или они были слишком незначительными в качестве целей?

— Напротив. Это были крупные объекты, по которым было легко попасть при ковровых бомбардировках. Британские бомбардировщики пользовались наземными радарами H2S. На этих радарах многочисленные пути вокзалов были видны гораздо лучше, чем очертания центра города. 

 

— Бомбардировки каких вокзалов нанесли бы Германии наибольший ущерб?

— Вокзалы в Мангейме и в Хоэнбудберге (Hohenbudberg) под Крефельдом имели чрезвычайно важное значение для снабжения Западного фронта. Кроме того, тогда было бы довольно легко разбомбить стоящие на месте из-за повреждения путей поезда с орудиями. Но первая бомбардировка товарной станции в Мангейме состоялась 25 апреля 1944 года, а вокзала Хоэнбудберг и вовсе 28 января 1945-го. 

 

— Но ведь Королевские ВВС Великобритании старались разрушить инфраструктуру, нанося мощнейшие удары по плотинам, снабжавшим водой и электроэнергией Рурскую область?

— Точный удар пятитонной бомбы по железнодорожной развязке Альтенбекен (Altenbeken) нарушил бы все сообщение между востоком и западом. Кроме того, британцы могли бы наносить точечные удары менее мощными бомбами по семи шлюзам на канале Рейн-Херне (канал, соединяющий Рурскую область с остальной частью нынешней земли Северный Рейн-Вестфалия — прим. перев.), по которому осуществлялась транспортировка угля, и нарушить ее на несколько недель. 

 

— Крупнейший сортировочный вокзал Германии находился в Хамме (Hamm, город в земле Северный Рейн-Вестфалия, недалеко от Дортмунда — прим. перев.)…

— Военная промышленность Германии зависела от разветвленной сети поставщиков, которая, однако, могла работать лишь при работающих сортировочных станциях. Вокзал в Хамме, расположенный на оси «восток-запад», принимал более десяти тысяч вагонов в день. Но его бомбардировки начались лишь при подготовке высадки в Нормандии — с 22 апреля по 31 мая 1944 года. А до того момента он работал, как часы!

 

— Почему британцы так долго предпочитали «обычные бомбардировки» («normal bombing») вместо того, чтобы сразу ударить по «ахиллесовой пяте» немецкой военной промышленности?

— После того, как им в 1940 году не удались точечные удары, ковровые бомбардировки, видимо, представлялись им единственно верным способом нанести урон противнику. Британцы просто не догадались, насколько большое значение имела железная дорога для оборонной промышленности. В Рурскую область каждый день поступало по 25 тысяч пустых товарных вагонов, которые на следующий день отправлялись обратно груженые. И шедшая в это время «воздушная война» не наносила им никакого ущерба! Войска коалиции могли бы вместо трех «волн» «моральных бомбардировок» по городам Рурской области в первой половине 1942, 1943 и 1944 годов нанести всего с десяток точечных бомбардировок по сортировочным станциям Рурской области и причинить тем самым гораздо больше вреда оборонной промышленности Германии.

 

— Американские ВВС, в свою очередь, нацеливали свои атаки на промышленные объекты, но, в первую очередь, на заводы и фабрики, а не на вокзалы. Почему?

— У американцев был каталог объектов, подлежавших нападению, например, склады боеприпасов или заводы по гидрогенизации нефти. Железная дорога была в числе этих объектов, но лишь одним из многих.

 

— Но ведь существовал «транспортный план», разработанный Солли Цуккерманом (Solly Zuckerman), экономическим советником в министерстве воздушного сообщения. И в числе приоритетов этого плана были бомбардировки транспортных путей…

— …который, однако, не удалось реализовать! В качестве аргумента против этого плана было сказано, что лишь 30% железнодорожных перевозок касались военной промышленности. Однако позднее, в преддверии высадки в Нормандии президент США Эйзенхауэр все же отдал приказ бомбить. 

 

— В оккупированных странах, к примеру, во Франции и Чехословакии, а также в странах-союзницах Третьего рейха (Италии, Болгарии и Румынии) бомбардировки начались еще в 1943 и начале 1944 года. Атакуемые цели там специально были выбраны иначе, чем в Германии?

— План Цуккермана учитывал именно опыт бомбардировок товарных станций в Италии. Он предусматривал атаки на железную дорогу и в Германии, но командование ВВС не приняло его.

 

— Берлин был крупнейшим промышленным и, соответственно, военно-промышленным центром Германии и очень сильно зависел от железной дороги. Какие вообще товарные станции подверглись бомбардировкам?

— Сортировочную станцию Берлин-Лихтенберг (Berlin-Lichtenberg) вообще не бомбили, и Красная армия захватила его совершенно не поврежденным. Товарная станция Панков (Pankow), имевшая важное значение для обеспечения промышленных предприятий на Северном железнодорожном кольце, впервые была атакована 5 декабря 1944 года, вокзал Темпельхоф (Tempelhof) — 3 февраля 1945 года, а вокзал Вустермарк (Wustermark) — и вовсе 20 апреля 1945-го, за три недели до конца войны. 

 

— А существовала ли возможность с помощью бомбардировок железной дороги закончить войну раньше?

— Противники Гитлера начали концентрированные бомбардировки лишь в конце 1944 года. Так, с их помощью была полностью нарушена транспортировка угля из Рурской области. Железнодорожный транспорт, зависевший от угля в качестве топлива, моментально оказался парализован. Гитлер приказал отправить 15 тысяч узников концлагерей на разборку завалов в Рурскую область. Альберт Шпеер (Albert Speer, министр вооружений при Гитлере — прим. перев.) распорядился усилить их еще 95 тысячами. А если бы стратегия по бомбардировкам Рурской области была реализована, Вторая мировая война могла бы закончиться на один или даже два года раньше.