План генерального директора Facebook Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) относительно распространения интернета в развивающемся мире важен для здоровья компании и как бизнес, и как филантропический проект, и вчерашний отчет о доходах компании делает это как никогда ясным.
Опубликованные данные о доходах компании Facebook за второй квартал, кажется, свидетельствуют о великолепном результате. Доходы от рекламы этой сети выросли на 67%, и при этом 62% доходов принесли продукты мобильной рекламы, что заставило инвесторов поднять цену акций на самый высокий уровень уже в начале торгов сегодня утром. Однако за этими впечатляющими цифрами обнаружилась незначительная тенденция спада, и этим вопросом Цукербергу придется заниматься. Рост количества пользователей сети Facebook, в число которых сегодня входит немалый процент населения всей планеты, начал замедляться, хотя и незначительно.
Это вполне нормально для любого онлайнового сервиса. В конечном итоге существует определенный потолок для количества потенциальных пользователей, который может достичь эта социальная сеть (население нашей планеты составляет 7 миллиардов человек, и из них еще нужно вычесть тех, кто не может пользоваться Facebook по причине своего слишком юного возраста). Конечно, количество пользователей, которыми Facebook сегодня располагает, не прибегая к дополнительным затратам, значительно ниже всей потенциальной аудитории, и число пользователей этой сети ограничивается теми людьми, которые имеют физическую возможность подключения к интернету.
В отчете Facebook о доходах, в частности, говорится о том, что 829 миллионов людей проверяют свои аккаунты ежедневно, что на 19% больше показателей того же квартала прошлого года. За второй квартал 2013 года, по данным Facebook, 699 миллионов пользователей ежедневно проверяли свои аккаунты в этой социальной сети, что на 27% больше, чем в 2012 году, когда 552 миллиона человек ежедневно в ней регистрировались. Такие же сравнения по другим кварталам вместе с данными о тех людях, которые заходят в Facebook по меньшей мере один раз в месяц, свидетельствуют о незначительном, но все же заметном сокращении годовых показателей роста, и это означает, что общие данные все еще продолжают расти, однако темпы привлечения новых пользователей замедляются.
Рост количества пользователей социальной сети Facebook по всем возможным показателям продолжает оставаться весьма впечатляющим. При этом рост оказался не таким быстрым, как раньше, и эту проблему компания Facebook, имеющая огромный размах и большую привлекательность, постарается решить не только за счет корректировки своих продуктов. Руководство компании подчеркнуло, что в этом состоит одна из ее целей, а попытка «связать всех» является одной из ее главных установок. Кроме того, подчеркивается важность таких проектов, как internet.org. Facebook реализует его в партнерстве с другими компаниями, что может иметь последствия, выходящие за рамки простого подключения новых людей к интернету.
Рост количества пользователей, разумеется, будет беспокоить Цукерберга, который все еще должен отчитываться перед акционерами, а также заботиться о росте стоимости компании. Существует много способов, с помощью которых Facebook может продолжать свой рост как по количеству пользователей, так и по общей оценке, хотя последние показатели являются довольно впечатляющими, и компания обошла по рыночной капитализации GM и Disney в результате сегодняшнего роста стоимости акций. Один из возможных вариантов состоит в том, чтобы создавать и приобретать более качественные продукты, которые заставят пользователей чаще прибегать к сервисам компании, и в результате Facebook получит возможность продавать рекламные места по более высокой цене. Компания может также улучшить целевую рекламу и создать новые рекламные продукты, сделав тем самым своих пользователей более ценными, и это также может повысить рекламные расценки.
В обоих этих направлениях были достигнуты потрясающие результаты, о чем свидетельствует рост рекламного бизнеса компании в течение последних нескольких кварталов.
Facebook продолжает неумолимо сокращать рекламные бюджеты, традиционно предназначавшиеся для телевидения и других средств массовой информации. Но когда почти пятая часть населения планеты проверяет свои аккаунты в Facebook один раз в месяц, увеличение пользовательской базы — это еще один путь повышения стоимости компании — становится намного более сложной задачей. Один из способов обеспечения наличия здорового пула потенциальных пользователей состоит в применении для их ловли более широкой сети, что для компании Facebook означает оказание помощи проникновению интернета в дальние пределы подключенного мира.
«Наше первоначальное партнерство на Филиппинах, в Парагвае и в Танзании уже позволило подключить к интернету около 3 миллионов человек, которые раньше не имели доступа к всемирной сети, — подчеркнул Цукерберг, говоря вчера о доходах Facebook. — Мы действительно гордимся первыми полученными результатами».
Компания Facebook в прошлом месяце без лишнего шума приобрела также фирму Pryte, то есть сервис, позволяющий пользователям без оплаченного подключения (data plans) получать доступ к онлайновым сервисам с помощью коротких по времени тарифов доступа.
Во время проведенной вчера в Facebook телеконференции главный операционный директор Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) рассказала о проведении совместно с Gilette своей первой кампании в Азии, рассчитанной на пользователей с самыми простыми сотовыми телефонами, и она оказалась успешной, поскольку удалось достичь 60% целевой аудитории и «добиться значительного повышения эффективности рекламных сообщений, а также их запоминаемости».
Конечно, Facebook не единственная компания, пытающаяся расширить зону действия интернета и продвинуть его в менее развитые регионы мира. У компании Google есть собственный проект под названием Project Loon, с помощью которого она пытается создать возможность подключения к интернету в менее развитых регионах с помощью воздушных шаров. Как и у компании Facebook, масштабы бизнеса Google соотносятся с количеством людей, пользующихся интернетом и, соответственно, знакомящихся с размещенными там рекламными объявлениями.
Очевидно, что подключение всей планеты к интернету и облегчение доступа к коммуникациям для всех людей является восхитительной задачей для социальной сети. Но для компании Facebook подобный процесс имеет значительные последствия для бизнеса, помимо самого факта подключения к интернету людей, у которых раньше вообще не было регулярного доступа к всемирной паутине.