Эбола вызывает больше страха и ужаса, чем остальные вирусные заболевания, по одной простой причине. У врачей нет от нее лекарства, и 9 из 10 заболевших Эболой людей умирают. Единственное светлое пятно состоит в том, что вспышки этой болезни всегда удается довольно быстро сдерживать.
К сожалению, новая эпидемия в Африке - это совсем другая история. На сей раз Эбола убила более 650 человек в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне, и эпидемия не стихает. На прошлой неделе этим вирусом заразился главный врач Сьерра-Леоне, и первый случай заболевания был отмечен в самом большом городе на африканском континенте Лагосе.
«Врачи без границ» объявили эту вспышку заболевания «неконтролируемой». Уж кому-кому, а им это хорошо известно. Эта организация, работающая во взаимодействии с местными органами здравоохранения, является основной среди тех, кто лечит заболевших Эболой.
До последнего времени специалистам-медикам удавалось пресекать распространение этой болезни, изолируя больных, занимаясь уходом за ними в защитной одежде, следя за контактировавшими с пациентами людьми и обучая местное население тому, как распространяется вирус (а распространяется он воздушно-капельным путем).
Поскольку Эбола убивает почти всех своих жертв и возникает в основном в отдаленных деревнях, она никогда не досаждала людям за пределами Африки. Опасность такого распространения невелика, но вполне реальна, учитывая то обстоятельство, что болезнь впервые появилась в столицах государств, где есть международные аэропорты.
На сей раз у Эболы есть особенность, позволившая ей заразить больше людей, чем при всех предыдущих эпидемиях. Вспышка Эболы случилась в месте пересечения дорог, соединяющих Гвинею, Либерию и Сьерра-Леоне. Это место высокой мобильности людей, которые в массовом порядке то приезжают, то уезжают. Ухаживающие за больными родственники зачастую вынуждены преодолевать большие расстояния, и часто они возвращаются домой в микроавтобусах, где заразиться вирусом намного проще.
Инфицированные люди, не зная, как передается вирус Эболы, и опасаясь его ужасной славы, не идут в лечебные центры, а стараются бежать прочь, либо же их прячут родственники. Кроме того, родственники умерших, как и прежде, обмывают мертвых и касаются их тел, что также способствует распространению вируса.
Хотя Эбола угрожает Африке с 1976 года, до недавнего времени вспышки болезни имели место в восточной и центральной частях континента. Со временем медицинские работники в таких странах как Уганда, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон и Судан обрели опыт сдерживания этой болезни.
Они научились напрямую информировать людей из отдаленной местности о распространении Эболы, поскольку у многих жителей нет доступа к радио и телевидению. Они умеют сегодня изолировать подтвержденные случаи заболевания, отслеживать контакты заболевших и следить за появлением симптомов. Они также следят за тем, чтобы ухаживающие за больными медицинские работники надевали защитную одежду. Если начать уход при появлении первых симптомов, риск заражения снижается, а шанс выжить у больного увеличивается на 30 процентов. Поскольку лекарств от Эболы в настоящее время не существует (сейчас ведутся исследования, финансируемые в основном США), уход состоит в том, что больному ставят капельницу, восполняя потерю крови и борясь с осложнениями.
Но у стран Западной Африки нет опыта борьбы с Эболой. Их правительства очень медленно осознают серьезность угрозы и не реагируют на нее соответствующим образом. Сьерра-Леоне даже сделала шаг назад, ведя официальный подсчет только тех случаев, которые подтверждены лабораторными анализами, хотя в удаленных районах сделать их невозможно. Таким образом, уровень смертности от Эболы недооценивается, а это порождает опасную самоуспокоенность у местных властей и населения.
Работа с заболевшими Эболой - не для новичков, учитывая то, что одна ошибка может стоить жизни ухаживающему за больным. Но даже «Врачи без границ», у которых борьбой с эпидемией занимается 300 человек, не справляются с нагрузкой, как и Всемирная организация здравоохранения, направившая в регион своих специалистов. Решение проблемы особой сложностью не отличается: в Африку надо направить больше людей, пока болезнь не распространилась дальше.
В Африке немало знающих людей — врачей, медсестер, эпидемиологов, лаборантов и администраторов, работающих в Уганде, Республике Конго, Демократической Республике Конго и Габоне. Они сталкивались с Эболой и знают, как с ней бороться. Создав из них коллективы для противодействия нынешней эпидемии и для передачи опыта коллегам в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии, Всемирная организация здравоохранения сформирует пан-африканское партнерство, на которое в будущем смогут также рассчитывать страны центральной и восточной Африки.
Такие зарубежные доноры, как Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз, могут помочь с финансированием и обеспечением этих африканских команд медиков. Они могут призвать на помощь присутствующие в Гвинее международные горнодобывающие компании, которые явно извлекают прибыль из этих стран и должны быть заинтересованы в стабильности и прекращении эпидемии как с гуманитарной, так и с экономической точки зрения.
Правительствам трех пострадавших государств нельзя давать послабление. При оценке действий либерийского руководства в ответ на эпидемию были выявлены факты слабого руководства и отсутствие координации между регионами. Прежде всего, государства не должны скрывать масштабы кризиса.
Не нужно каких-то дополнительных мер открытости, чтобы четко уяснить следующее: эта эпидемия Эболы отличается от других. Если не мобилизовать ресурсы и не взять болезнь под контроль, она убьет еще больше людей в Африке, а возможно, и за ее пределами.