В России есть нечто такое, что заставляет умных, честных и грамотных людей говорить редкостные глупости. Особенно раздражает тенденция приравнивать ее к странам тропической Африки. Некоторые западные комментаторы часто говорят, что Россия – это «Буркина-Фасо с ракетами» или, как выразился Сергей Брин, «снежная Нигерия». Недавно в этот грех впал Ник Коэн (Nick Cohen) в своей статье в Guardian:
«ВВП России составляет 2,1 триллиона долларов, что в восемь раз меньше, чем у ЕС в целом. Она - беднее Германии, Франции и Британии, взятых по отдельности, и лишь ненамного богаче Италии. При этом она всецело зависит от экспорта природных ресурсов. Ее чиновники и олигархи входят в число главных отмывателей денег на планете. Россия – это Нигерия с ядерным оружием, Саудовская Аравия без солнечного света».
Коэн, безусловно, прав и в том, что Россия не похожа на экономическую сверхдержаву, и в том, что ЕС в общей сложности намного богаче. Однако когда он ставит Россию в один ряд с Нигерией или с Саудовской Аравией, он делает явную ошибку. Вот, например, как выглядит Россия по сравнению с Нигерией.
Россия как страна – намного богаче среднемирового уровня. Ее доход на душу населения превышает нигерийский примерно вчетверо. Приравнивать Россию по уровню развития к Нигерии – это все равно что приравнивать США к Тунису по доходу на душу населения. Это невероятная, почти смехотворная неточность. Возможно, Россия не полностью соответствует нормам первого мира по стандартам жизни, но любой, кто хоть немного о ней знает, может сказать, что у нее - далеко не африканский уровень развития.
Также имеет смысл взять общий объем российского ВВП и проверить, соответствует ли действительности ехидно-презрительное заявление Коэна о том, что Россия – это всего лишь намного более холодный вариант Саудовской Аравии.
Объем добычи нефти у России и у Саудовской Аравии - почти одинаковый. Таким образом, эта диаграмма наглядно показывает, что одни лишь ненефтяные секторы российской экономики сами по себе намного больше, чем вся саудовская экономика вместе взятая.
Подчеркиваю: это не делает Россию экономическим гегемоном, это просто означает, что Коэн не прав на уровне фактов. Другими словами, вы можете сколько угодно говорить, что у России и у Саудовской Аравии экономика одного размера, но это будет противоречить некой досадной мелочи, которая называется «реальность». На самом деле эти страны - очень, просто очень разные.
Не знаю, сказал ли Коэн это для красного словца или просто не потрудился узнать хоть что-то о российской экономике, однако в результате у него получился прекрасный пример комментария с отрицательной добавленной стоимостью: после знакомства с его статьей читатели Guardian будут понимать реальное положение дел хуже, чем раньше. Россия – это не Нигерия и не Саудовская Аравия. Любой, кто называет ее одной из этих стран, оказывает своим читателям крайне скверную услугу.