В последнее время Францию часто критиковали в связи с продажей вооружений России. После авиакатастрофы под Донецком давление на страну лишь усилилось.
Западная общественность утверждает, что малайзийский «Боинг» был сбит пророссийскими вооруженными силами на востоке Украины при помощи зенитно-ракетного комплекса «Бук».
В связи с этим Европейский Союз готовится усилить санкции против РФ. Согласно сообщениям СМИ, ЕС готов пойти на более масштабные меры: кроме внесения в список новых лиц и предприятий, санкции коснутся военной и научно-технической сфер, энергетической области, а также доступа на европейский финансовый рынок.
Санкции в военной сфере означают приостановку продаж вооружений России. Здесь, в частности, страны требуют от Франции прекратить продажу десантных вертолетоносцев «Мистраль». Эти корабли не только крайне полезны в плане транспортировки техники, но и оснащены передовыми электронными системами.
Ярче всего против этой сделки выступают Соединенные Штаты Америки. Представитель Государственного департамента США Мэри Харф (Marie Harf) на днях отметила: «Мы считаем, что никому не следует предоставлять оружие России». 21 июля премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон четко заявил: «Откровенно говоря, люди и думать не должны об исполнении таких контрактов, которые подписала Франция».
Однако у Франции есть свои проблемы. Всем известно, что в июне 2011 года Франция и Россия подписали соглашение, согласно которому Франция обязалась построить два десантных вертолетоносца «Мистраль». Согласно контракту в 1,2 миллиарда евро, первый вертолетоносец, «Владивосток», будет передан России в октябре этого года, а второй, «Севастополь», в 2015 году. Этот контракт может предоставить Франции 1000 рабочих мест. Однако, если он будет приостановлен или аннулирован в связи с украинским кризисом, то это, безусловно, принесет неизмеримые потери судостроению Франции. Вместе с этим Париж должен будет заплатить огромную сумму за неустойку.
В настоящее время Франция надеется на компромисс. Французская сторона подчеркивает, что РФ уже заплатила часть средств за первый десантный вертолетоносец «Владивосток». Поскольку это вопрос делового доверия, ничего не остается, как передать заказанный товар. Что касается второго вертолетоносца, то здесь уже об обязательной передаче речь не идет. Передаст Франция корабль или нет – все зависит от отношения России к украинскому кризису, а именно от того, сможет ли она положить конец действиям антиправительственных сил внутри Украины.
Часть западных стран не может принять подобную позицию Франции. Эти государства будут продолжать оказывать давление на страну, способствовать тому, чтобы она прекратила продажу вооружения России. Однако проблема в том, что российские военные моряки уже с июля начали проходить обучение на построенном вертолетоносце «Владивосток», который стоит во французском морском порту Сен-Назер. В октябре военный корабль отправится в Россию. Неужели матросам России придется на самолетах улетать на Родину? Для них это неприемлемо. Однако другая сторона вопроса заключается в том, что из-за этого серьезно пострадают двусторонние отношения, а Запад потеряет страну, которая играет важную роль в ведении диалога и переговоров с Россией. Потому что вплоть до настоящего времени достаточно умеренная позиция Франции постоянно оказывала смягчающее воздействие на борьбу Запада и РФ.
Торговые интересы, государственное доверие, двусторонние отношения... Франции приходится нелегко. Эта проблема, скорее всего, будет разрешена только в октябре, когда придет время передавать вертолетоносец в руки России.
В настоящее время украинский кризис обостряется с каждым днем. Ситуация в этой стране угрожает даже безопасности международных туристов, пример тому – трагедия с малайзийским самолетом. Чтобы положить кризису конец, сперва необходимо прекратить боевые действия внутри страны, способствовать политическому разрешению противоречий. Если не прикладывать усилия в этом направлении, то санкции будут только расширяться, а результат - противоречить ожиданиям.
Продавать вооружение или нет? Война или мир? Это и есть вопросы, которые беспокоят западных политиков.