Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европе не стоит бояться вводить санкции против России

Российская экономика начнет рушиться быстрее, считает эксперт

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Европа ужесточит наложенные на Россию экономические санкции, европейские экономики пострадают от ответной российской реакции, что ударит по их непрочному восстановлению. Произойдет это либо из-за того, что Европа перестанет вести дела с Россией, либо из-за того, что Россия прекратит поставлять в Европу энергоносители. Но так ли это?

В выходные Европейский Союз опубликовал новый список россиян и украинцев, которых он не намерен пускать на свою территорию. Его состав просто поражает. Владеть активами в Европе и посещать страны ЕС запретили главе ФСБ Александру Бортникову, главе российской внешней разведки Михаилу Фрадкову и возглавляющему Чеченскую Республику молодому социопату Рамзану Кадырову. Если США нацелились на окружение российского президента Владимира Путина, состоящее из его приятелей и друзей детства, европейцы избрали своей мишенью «ястребов», которые помогли России скатиться к ее нынешнему статусу геополитического изгоя.

Однако ЕС для этого потребовалось четыре месяца. Четыре месяца прошло с тех пор, как Россия в одностороннем порядке решила, что часть суверенной страны на самом деле принадлежит ей. Четыре месяца назад она начала свое второе «неофициальное вторжение» на Украину. Четыре месяца американцы безостановочно продолжали оказывать давление. Более того, Европа не зашла так далеко, как США, и не стала вводить санкции против российских банков и оборонных компаний.

Почему?

Принято считать, что Европа теснее связана с Россией экономически и больше зависит от ее энергоресурсов. Таким образом, если Европа ужесточит наложенные на Россию экономические санкции, европейские экономики пострадают от ответной российской реакции, что ударит по их непрочному восстановлению. Произойдет это либо из-за того, что Европа перестанет вести дела с Россией, либо из-за того, что Россия прекратит поставлять в Европу энергоносители.

Но так ли это? Неужели экономическое благосостояние Европы настолько сильно зависит от России?

В администрации Обамы полагают, что это не так. «На мой взгляд, европейцам пора понять, что русские потеряют больше», — заметил один из высокопоставленных сотрудников администрации. Другой чиновник сказал мне, что, по его мнению, европейцы переоценивают свою зависимость от России и размер потенциальных проблем. Между тем, европейские газеты доказывают правоту ЕС, публикуя график за графиком, демонстрирующие объем денежных потоков в обе стороны.

Истина, как всегда, лежит где-то посредине.

Если Европа перестанет вести дела с Россией в некоторых секторах, это не означает, что европейская экономика обязательно отправится в пике. «Объем импорта товаров из Европы в Россию составляет 300 миллиардов долларов, — утверждает Крис Уифер (Chris Weafer), партнер-основатель консалтинговой компании Macro Advisory. — Европейскую экономику в целом это не убьет, но определенные отрасли может убить».

Другими словами, с учетом размера европейской экономики (17 триллионов долларов на 2012 год) 300 миллиардов долларов — это не так уж много. Однако для конкретных секторов, много взаимодействующих с Россией, это — весомая сумма. Возьмем, например, германских автопроизводителей. Россия — их второй по величине рынок. Если санкции помешают с ней торговать, часть германских рабочих лишится работы. В свою очередь, если европейские санкции ударят по оборонным контрактам, лишатся работы французские рабочие, строящие «Мистрали» (за которые Россия уже заплатила 1,1 миллиарда долларов). Это может привести к забастовкам. Если Россия прекратит экспортировать титан — а она крупнейший его поставщик и лучше всех в мире его обрабатывает, — Airbus и Boeing придется перестать строить «Дримлайнеры» и двухпалубники.

Такие страны, как Болгария и Италия, не хотят ссориться с Москвой, потому что они участвуют в строительстве газопровода «Южный поток» и получают большие доходы от туристов из России. Особенно уязвима Болгария: 70% туристов, посещающих эту страну, — россияне. Британский финансовый сектор активно отмывает российские деньги, поэтому британцы, разумеется, не хотят, чтобы денежный поток прекратился. В аналогичной ситуации находится Кипр, благодаря российским туристам и российским оффшорам.

«Это сильно скажется на занятости, но макроэкономический эффект будет меньше, чем зачастую утверждается», — полагает глава российского отдела Eurasia Group Клифф Купчан (Cliff Kupchan).

С другой стороны, Россия зависит не только от поставок машин из Европы — хотя для россиян это очень важный фактор. Россия получает из ЕС 40% продовольствия и медикаментов. Кроме того, если Европа, как она собирается, запретит экспорт технологий для добычи нефти, это замедлит освоение российской Арктики, содержащей до 30% разведанных мировых запасов газа. Без западных технологий Россия просто не справится с этой задачей — по крайней мере, в те сроки, которые она для себя установила.

Когда речь идет о торговом обороте между Европой и Россией, вклад каждой из сторон зачастую не указывается. Между тем примерно половину этого оборота составляет экспортируемый Россией газ. «Торговый оборот между Германией и Россией составляет 90 миллиардов долларов, однако половина этой суммы приходится на долю газа, — объясняет Купчан. — Это не слишком впечатляет».

Такое положение дел приводит к двояким последствиям. Бесспорно, Европа серьезно зависит от российских нефти и газа. Некоторые страны получают из России до 100% энергоносителей. В среднем по Евросоюзу этот уровень составляет 25%. Это делает вопрос о том, не прекратит ли Россия, поставки ключевым. Для России такой шаг стал бы единственной возможностью всерьез наказать Европу, задев все ее страны.

Однако Россия снабжает европейцев нефтью и газом не бесплатно. От денег, которые она получает за это, она также сильно зависит. Мой коллега Дэнни Виник (Danny Vinik) пишет: «Доходы от нефти и газа составляют более 50% выручки российского госбюджета, и в основном их обеспечивает Европа. Если страны еврозоны перестанут закупать российские нефть и газ или снизят объем закупок, в бюджете страны возникнет огромная дыра». Если прибавить к этому российские металлы и российские зерновые, окажется, что 85% российской экономики основано на экспорте.

Соответственно, большинство аналитиков сходится в том, что, если и Европа, и Россия пойдут в области торговых санкций на крайние меры, пострадают обе стороны, но Европа перенесет трудности намного легче. «Российская экономика начнет рушиться быстрее, — утверждает Уифер. — Это сразу же скажется на бюджете — и на продовольствии. У России очень быстро начнутся серьезные проблемы».
Именно поэтому аналитики так уверенно утверждают, что Европа зря боится прекращения поставок российских энергоносителей. «Россия не перекроет Европе газ, — уверен Купчан. — Это бы слишком сильно ударило по ней самой».

Однако, как мы знаем, Россию не стоит считать рациональным игроком, тщательно взвешивающим последствия своих геополитических игр. В ходе так называемых газовых войн с Украиной Россия уже прекращала поставки газа, чтобы надавить на Киев. Так как происходило это зимой, то страдали от российских действий потребители в Германии и Чехии, но Россию это не волновало. Летом 2008 года российская экономика зашаталась, а отношения с Грузией стали накаляться. Западные аналитики полагали, что Россия не рискнет воевать с Грузией, так как это приведет к негативным экономическим последствиям. В августе российские танки подступили к Тбилиси, а когда за этим неминуемо последовал экономический кризис, русские обвинили в нем Lehman Brothers. В ходе этого кризиса, как пишет Эллен Барри (Ellen Barry) в New York Times, технократы и экономические либералы, а также предприниматели, которые понесут потери при ухудшении отношений с Западом, систематически оттесняются на второй план Кремлем — и людьми, против которых ЕС ввел санкции на этих выходных.

Вероятно, именно об этом сейчас и думает Европа. Россия сильнее пострадает от европейских санкций и, скорее всего, не прекратит поставлять европейцам энергоносители, так как сама зависит от их экспорта. Однако когда речь идет о России, оптимизм бывает опасен. «Кто знает, что собирается делать Путин? — говорит Купчан. — Тут присутствует непрогнозируемый фактор. Давно известно, что Путин способен на дерзкие и неожиданные шаги. Нам следует учитывать, что он — человек смелый, и это дополнительно поднимает ставки».