Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз ввели новый пакет санкций против России и пригрозили их дальнейшим ужесточением, если российский президент Владимир Путин продолжит оказывать помощь сепаратистам на Украине. Но за резкими заявлениями скрывается набор весьма осторожных мер, в которых так много лазеек, что они вряд ли нанесут серьезный ущерб российской экономике.
Скоординированные шаги Вашингтона и Брюсселя были предприняты во вторник, когда европейские лидеры нанесли свой самый мощный на сегодня удар по ключевым секторам российской экономики и объявили о введении мер, препятствующих российским банкам пользоваться рынками капитала Европы, сократили экспорт оборудования для нефтяной отрасли и запретили странам-членам ЕС подписывать новые контракты с Россией в оборонной сфере. Однако Евросоюз оставил несколько достаточно больших лазеек, чтобы поставить в Россию пару гигантских боевых кораблей, что планирует сделать правительство Франции. Кроме того, санкции почти не затронули всемогущую газовую отрасль России.
Спустя несколько часов президент Барак Обама объявил о новых санкциях, соответствующих тем, что были введены Евросоюзом. США лишили российские нефтяные компании возможности закупать технику западных фирм для добычи нефти на труднодоступных глубоководных и сланцевых месторождениях. Пока неясно, коснется ли данный запрет уже действующих энергетических контрактов.
Новые европейские санкции зашли как никогда далеко, но их все равно нельзя назвать «секторальными санкциями», которые запрещают деловые связи с целыми отраслями российской промышленности. Это стало отражением озабоченности европейских руководителей по поводу того, что слишком мощные удары по России навредят и их собственным компаниям и предприятиям. Так, эмбарго на поставки оружия не распространяется на действующие контракты. А это значит, что французское соглашение на 1,6 миллиарда долларов на поставку в Россию вертолетоносцев «Мистраль» все же будет реализовано, хотя британские официальные представители на прошлой неделе подвергли его острой критике. Правда, Франция заявила, что ограничится поставкой лишь первого корабля, а затем будет думать, поставлять ли второй.
Это не единственные священные коровы, которые остались нетронутыми. Хотя новые скоординированные меры нацелены на будущее нефтедобывающей отрасли, газового бизнеса они не касаются, а именно он составляет основу российской экспортной экономики и является спасательным кругом для европейцев. Соединенные Штаты и Европа приняли меры по ограничению поставок важного оборудования для нефтедобывающей отрасли, которое необходимо для добычи нефти с глубоководных месторождений в Арктике, а также со сланцевых месторождений. Все это — районы, где Россия надеется увеличить свою добычу в предстоящие годы. Министерство торговли США заявило, что ограничит экспорт в Россию важных нефтяных технологий, но пока непонятно, какие товары и услуги окажутся под запретом, как это отразится на текущем уровне нефтедобычи в России, и сколько американских и европейских фирм пострадают от экспортного запрета по некоторых нефтяным проектам.
Но теоретически эти меры могут повлиять на добычу энергоресурсов в России на много лет. К концу десятилетия России необходимо увеличить добычу примерно на 1,5 миллиона баррелей в день, чтобы восполнить спад добычи на старых месторождениях. Ключевым решением здесь является освоение запасов трудноизвлекаемой нефти. Но для этого необходимо провести огромный объем работ на месторождениях, скажем, установить буровое оборудование, которого нет в России, хотя государственная компания «Роснефть» и остальные пытаются развивать отечественную сферу услуг в нефтяном секторе. Россия может также обратиться за технологиями для энергетической отрасли к другим странам, таким, как Китай. Путин уже продемонстрировал свое умение находить других покупателей в ходе баталии с Европой, заключил колоссальное соглашение на поставку природного газа в Китай в объеме 400 миллиардов долларов, что приведет к диверсификации российского энергетического экспорта.
Страны ЕС смогут также покупать в России некоторые виды военной техники, чтобы поддерживать в рабочем состоянии танки и оружие, закупленные у Москвы, о чем сообщает Wall Street Journal. В силу этого принятые меры не окажут слишком пагубного воздействия на российскую оборонную отрасль.
Администрация Обамы, со своей стороны, лишила доступа к американским рынкам капитала еще три финансовых института России: банк ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Это не лишает американцев возможности сотрудничать с данными банками. Однако этой мерой расширен перечень банков, которым запрещено обращаться к американским инвесторам за среднесрочным и долгосрочным финансированием. Банки, против которых введены санкции, сегодня составляют до 30 процентов российского банковского сектора по объему активов, о чем заявил представитель администрации Обамы. Соединенные Штаты также включили в свой черный список военно-промышленных компаний государственную «Объединенную судостроительную корпорацию», которая занимается строительством кораблей для военно-морского флота. Теперь американские компании и частные лица не смогут поддерживать с ней деловые связи.
Обама сказал, что новые американские меры еще больше ослабят и без того зашатавшуюся российскую экономику. Экономический рост в России в 2014 году уже начал снижаться, а вылазки России против Украины и угроза санкций еще больше понизили экономические прогнозы. Экономисты говорят, что отток капитала в текущем году может составить 100-150 миллиардов долларов, а темпы роста будут близки к нулю.
В условиях, когда ЕС ввел санкции против целых отраслей, появляется все больше свидетельств того, что Путин усиливает поддержку пророссийским сепаратистам на Украине. Американские официальные представители считают, что повстанцы сбили гражданский самолет поставленной из России зенитной ракетой, уничтожив почти 300 человек, находившихся на борту. Американские представители заявляют, что Путин в последние недели перебросил на границу с Украиной 15-тысячную группировку войск и ведет по Украине огонь с позиций, расположенных на российской территории.
«Пакет новых ограничительных мер, согласованных сегодня Европейским Союзом, является мощным сигналом руководителям Российской Федерации: дестабилизация Украины, как и любого другого соседнего восточноевропейского государства, приведет к тяжелым издержкам для российской экономики», — отметил в своем заявлении председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Ожидается, что детали санкций ЕС будут опубликованы во вторник, когда они вступят в силу.
Тем не менее, большим неизвестным в уравнении западных санкций является то, насколько далеко предстоит зайти США и их союзникам, чтобы заставить Путина изменить курс, ведь его популярность с началом украинского кризиса резко возросла. Белый дом на своем брифинге в понедельник признал, что Путин пошел ва-банк и увеличил поставки оружия и оказание помощи пророссийским сепаратистам. Обама подчеркнул этот момент, когда объявлял о введении новых санкций.
«Сегодня Россия снова изолировала себя от международного сообщества, откатив назад успехи десятилетий», — заявил президент Обама на пресс-конференции вечером во вторник.
Российские законодатели уже продумывают контрмеры, включая закон о запрете на работу в России фирмам из некоторых стран, о чем сообщают государственные СМИ. Согласно сообщению в Financial Times, запрету подвергнутся крупные транснациональные фирмы, такие, как Deloitte, PricewaterhouseCoopers и KPMG.
Несмотря на суровые заявления, звучащие в Вашингтоне и Брюсселе, Обама не стал говорить ничего такого, что могло бы еще больше усилить напряженность в отношениях с Путиным.
«Нет, это не новая холодная война, — сказал он, отвечая на вопрос из зала. — Это очень специфический вопрос, связанный с нежеланием России признавать то, что Украина сама может определять свой курс».