С приходом к власти Путина в 2000 году Россия воспрянула ото сна, навеянного распадом Советского Союза, и постепенно укрепила свои позиции на международной арене. Несмотря на то, что в 2008 году фактическое первое лицо российского государства занял пост премьер-министра, спустя четыре года он вновь получил президентские полномочия. Еще с началом сирийского конфликта Россия начала серьезную конфронтацию с Соединенным Штатами и их западными союзниками, а с наступлением нынешнего кризиса на Украине масштабы этой конфронтации лишь значительным образом увеличились. Масла в огонь подлили и другие противоречия между двумя странами, например, ситуация с Эдвардом Сноуденом (Edward Snowden).
Недавно Владимир Путин совершил визит в ряд латиноамериканских стран и еще больше оживил связи с южными соседями Соединенных Штатов. Чтобы обсудить положение России в период после распада СССР и до наших дней, а также ее отношения с Ираном после прихода там к власти правительства президента Хасана Рухани (Hassan Rouhani), мы взяли интервью у чрезвычайного и полномочного посла Ирана в России г-на Мехди Санаи (Mehdi Sanaei). В беседе мы не обошли стороной и такие вопросы, как нефтяное соглашение между двумя странами и влияние украинского кризиса на политику России в плане переговоров Ирана с группой «5+1» (теперь мы предлагаем вашему вниманию вторую часть этого обширного интервью, посвященную перспективам сотрудничества Москвы и Тегерана. Первую часть, в которой г-н Санаи говорит о трансформациях внешней политики России и соперничестве Москвы с Западом, вы можете прочитать здесь — прим. ред.).
Мехди Санаи — первый посол Исламской республики Ирана в России, который в совершенстве владеет не только английским, но и русским языком. В свое время на факультете мировых исследований Тегеранского университета он основал кафедру русистики и долгие годы возглавлял ее. Занимаясь преподавательской деятельностью в университете, Мехди Санаи одновременно входил в состав комиссии по национальной безопасности при парламенте восьмого и девятого созывов. Поскольку г-н Санаи имел продолжительный исследовательский и дипломатический опыт работы с Россией, министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф (Mohammad Javad Zarif) назначил его на должность чрезвычайного и уполномоченного посла в этой стране. Мехди Санаи является членом Международного дискуссионного клуба «Валдай» и возглавляет работу Центра изучения Ирана и Евразии IRAS.
IRAS: Позвольте перейти к отношениям России с Ираном. Сейчас группа иранских дипломатов ведет переговоры в Вене. Насколько, по-вашему, Российская Федерация содействовала результативности этих переговоров и их переходу на нынешний этап? Повлиял ли украинский кризис на позицию России и сам переговорный процесс?
Мехди Санаи: Как уже отмечалось, в Тегеране и Москве почти одинаково трактуют события, происходящие на региональном и глобальном уровнях, особенно когда это касается экспансионистской политики Запада. В разных ситуациях Россия показала, что признает нынешнее давление на Иран и его ядерную программу как часть западной стратегии, направленной на подчинение Тегерана определенным целям на Ближнем Востоке. Данная ситуация создала необходимые условия для сближения позиций Ирана и России по ядерным переговорам, в частности в формате общения Исламской республики с «шестеркой» международных посредников.
На протяжении последних лет Россия неизменно подчеркивала право Ирана использовать мирную атомную энергию. В некоторых случаях Москва соглашалась с санкционным давлением, однако, давая общую оценку участия ее представителей в переговорах по ядерной проблеме Ирана, нельзя отрицать тот факт, что их усилия оказались эффективными в плане смягчения или откладывания во времени некоторых санкций.
По этой причине в целях выработки универсального соглашения по ядерной программе Исламская республика намерена поддерживать контакты и проводить консультации с Россией и Китаем, чтобы, используя потенциал этих государств, с уверенностью добиваться максимальной реализации своих национальных интересов. Россия, в свою очередь, всегда выступала за обмен мнениями с иранскими представителями по важным международным и региональным вопросам, особенно в целях предотвращения вмешательства Запада в дела ближневосточных стран. Москва прекрасно осознает, что Иран — один из прочных столпов безопасности и стабильности в регионе, поэтому его продуктивное участие в установлении мира на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, в Центральной Азии и Каспийском регионе является важным для нее аргументом.
Учитывая этот факт, а также то, что любые подвижки в политическом урегулировании вопроса о ядерной программе содействуют установлению стабильности и безопасности в соседних с Россией регионах, Москва настаивает на сохранении своей независимой позиции в этом вопросе, праве Исламской республики на использование мирного атома и решении проблемы исключительно дипломатическими способами. Россия много раз отвергала другие способы, такие как введение еще больших санкций и военные действия против Тегерана. Фактически, мы является свидетелями того, что вслед за открытием каналов для мирного решения противоречий по поводу ядерной программы Ирана Москва, поддерживая этот процесс и рассчитывая на его продуктивность, поставила на повестку дня проведение совместных консультаций, в том числе и на уровне специалистов.
Между тем нельзя отрицать и тот реальный факт, что прямое и косвенное вмешательство Запада в последние события на Украине открыло России глаза на его агрессивную экспансию и геополитическое предубеждение по отношению к ней. Поэтому можно сделать вывод о том, что Россия будет в дальнейшем еще активнее поддерживать страны, выступающие против западной экспансии, такие как Иран. Однако следует учесть, что Россия, придерживаясь своей прагматичной позиции, в некоторых областях все же готова продолжать сотрудничество с Западом, поэтому было бы ошибочным преувеличивать украинские события как фактор максимального сближения Москвы и Тегерана.
Параллельно с этим необходимо отметить, что Ирану надлежит проявить искусство дипломатии и использовать создавшуюся ситуацию для укрепления своих интересов. Конечно, и в этом вопросе следует не терять здравый смысл и помнить о том, что правительство «благоразумия и надежды», то есть нынешний кабинет министров Хасана Рухани, действует на международной арене реалистично и развивает отношения с Россией, в том числе и в атомной сфере, на основе сложившихся реалий и устоявшемся представлении об этой стране в иранской дипломатии.
— Еще зимой появилась информация о заключении нефтяного соглашения, что вызвало разные оценки в экспертных кругах. Известно, что клиринговый договор общей стоимостью 20 миллиардов долларов подразумевает ежедневную поставку 500 тысяч баррелей иранской нефти в обмен на приобретение российских товаров. Переговоры на эту тему вызвали острый протест со стороны Соединенных Штатов. Какую оценку вы можете дать этому договору?
— Для начала необходимо отметить, что несмотря на колоссальный экономический потенциал сотрудничества между Ираном и Россией, уровень их экономических связей по сравнению с взаимодействием в политической сфере был и остается весьма незначительным. Аналитики чаще называют Иран и Россию соперниками в энергетической области, нежели партнерами, однако, учитывая высокий потенциал обеих стран в данной сфере, энергетика могла бы стать подходящей площадкой для развития их двустороннего сотрудничества и обеспечения взаимных интересов.
Будет неверным утверждать о том, что переговоры проходят с целью организации поставок нефти в обмен на товары. Необходимо учитывать, что обе стороны, будучи влиятельными игроками на мировом энергетическом рынке, еще задолго до появления предложения о клиринговых поставках нефти в обмен на промышленную продукцию подчеркивали необходимость в развитии сотрудничества в сфере энергетики. Более того, Россия и Иран уже подготовили определенные соглашения, выводящие партнерские отношения на новый уровень. В настоящий момент ведутся переговоры по поводу подписания крупного соглашения в области экономики и торговли, куда также входит и энергетическая сфера.
Учитывая благоприятный фон ирано-российских отношений, существуют широкие возможности для развития экономического сотрудничества между двумя странами, в том числе и в сфере энергетики. Для укрепления собственных позиций на региональных и международных рынках Россия разработала определенную тактику, частью которой является и энергетическое сотрудничество с Ираном, дивиденды от которого получат, конечно, обе стороны. В целом логика подсказывает, что имеющейся в этой области потенциал будет использован для реализации взаимных интересов. Сейчас идут переговоры о заключении экономического соглашения в сфере всестороннего развития отношений двух стран, частью которого является и партнерство в энергетической сфере. Вообще я склонен считать, что энергетика может стать локомотивом развития наших двухсторонних отношений.
Партнерство между двумя странами охватывает огромный спектр областей. Это железные дороги, электричество, атомная энергетика, разные проекты в промышленности и добыче полезных ископаемых, сельское хозяйство, дороги и метро, авиация и космос, науки и технологии, обмен товарами, экспорт и импорт. Данные переговоры непременно будут иметь положительные результаты для обеих стран и отвечать нашим национальным интересам. Стоит отметить, что недавно несколько российских компаний заявили о своей готовности принять участие в энергетических проектах в Иране, куда с рабочими командировками съездили уже некоторые представители «Лукойла» и «Газпрома». Отчасти их переговоры касались возобновления предыдущих проектов, однако в дальнейшем стороны планируют обсудить и другие предложения.
Важно, что переговоры также проходят на уровне высшего руководства. Сейчас ведется обсуждение по линии экономического сотрудничества, которое должно быть оформлено в виде меморандума о взаимопонимании.
— Как посол Ирана в России видит перспективу политических и экономических отношений Тегерана и Москвы? Станем ли мы свидетелями улучшения отношений сейчас, когда у власти в Иране находится умеренное правительство Хасана Рухани?
— Иранское правительство уже сейчас поддерживает конструктивные отношения со всеми дружественными народами и странами и при этом предпочтение отдается соседним государствам и тем, которые расположены в нашем регионе. Ключевым моментом здесь является то, что ввиду географических особенностей и территориальной близости Исламская республика Иран и Российская Федерация связаны друг с другом в плане безопасности, поэтому необходимо прилагать усилия для обеспечения стабильности в регионе путем развития двухсторонних экономических и торговых связей.
Касательно укрепления экономическо-торговых отношений с Россией нам обязательно необходимо разработать новые подходящие механизмы, используя при этом весь имеющийся потенциал для обеспечения совместных интересов. При нынешней ситуации на международной арене общие взгляды обоих государств проявляют себя еще сильнее, чем обычно, так что сейчас, как никогда раньше, сложились подходящие условия для развития сотрудничества во всех сферах. В период с 2011 по 2013 годы в отношениях двух стран была тенденция к сокращению, однако в нынешнем году их развитие вновь пошло своим чередом. Статистические данные за 2014 год еще только подготавливаются, однако, по неофициальной информации, происходит существенное оживление двухсторонних связей. Учитывая все приготовления и меры, предпринятые за последние месяцы, в скором будущем, как сказал об этом в телевизионном интервью президент Ирана, мы непременно будем свидетелями настоящего прорыва в отношениях двух стран.
В основном предметами экспорта и импорта двух стран являются древесина и пиломатериалы, оборудование и запчасти, промышленные станки, сталь и железо, зерно, лекарства, изделия химической и целлюлозной промышленности, сухофрукты, фрукты и бахчевые культуры. Важно то, что сокращение объемов торговли, наметившееся в последние три года, сменилось ростом торговых показателей. У отношений Ирана с Россией весьма обнадеживающие перспективы. В настоящее время в высшем руководстве Исламской республики есть курс на развитие отношений с Россией, в связи с чем представляется, что оба государства могут установить между собой такие связи, которые будут способствовать реализации их национальных интересов, региональной стабильности и глобальной безопасности.
Хотя в течение последних трех лет объем товарооборота частично был сокращен из-за введения санкций, можно сказать, что сейчас мы переживаем новый период в отношениях двух стран, поэтому есть основания полагать, что в сложившихся условиях начнется интенсивный рост двустороннего сотрудничества, особенно экономического и технического. Обращаясь к соглашениям в атомной сфере, отметим, что, по всей видимости, Россия стала в большей степени разделять позицию Ирана. Фактически, наличие у Ирана и России общих взглядов на недопустимость иностранного вмешательства в дела региона, необходимость борьбы с терроризмом и экстремизмом в Сирии и Ираке, а также стратегические интересы обоих государств в Центральной Азии и на Кавказе говорят о начале новой эры в их отношениях.