«Убейте всех палестинских женщин, чтобы они прекратили рожать змеенышей!» - предлагает депутат израильского парламента Айелет Шакед, забывая о том, что «окончательные решения» никогда таковыми не становились и обычно били рикошетом по тем, кто их предлагал. Еще задолго до фашистов, в 1880 году в царской России прошла череда погромов и разграбления имущества еврейских семей. Как и евреи, палестинцы выжили, несмотря на все попытки их уничтожить и призывы госпожи Шакед и раввина Дов Лиора, выступившего с постановлением, узаконивающим убийство палестинцев. К счастью, они, как «Боко Харам», талибы или Бен Ладен не выражают этические взгляды миллионов людей, которых они, по их утверждениям, представляют. Если бы подобные чудовищные заявления прозвучали из уст политического или религиозного лидера Палестины в адрес израильтян, то он уже находился бы в одной из американских тюрем вроде Гунтанамо по обвинению в разжигании межнациональной ненависти и призывах к терроризму, а земля его родины была бы превращена в руины натовской авиацией во имя будущего цивилизации.
С чем сталкивается палестинская женщина
1. Родившись на земле, страдающей от колониально-империалистической агрессии и оккупации, подверженной систематическим чисткам по этническому признаку, палестинские женщины даже в мирное время страдают от самой длительной за свою историю блокады, в результате которой в гетто Газа не могут быть ввезены следующие товары и продукты:
Чечевица, макаронные изделия, специи, печенье, пирожные и шоколад, что вызывает недоедание у 4 из 5 детей и половины женин; книги, цветные карандаши, бумага и компьютеры; футбольные мячи и музыкальные инструменты; туалетная бумага, одежда, стаканы, столовые приборы, кухонная посуда, холодильники, стиральные машины, электрические лампочки, швейные иголки, простыни, покрывала, матрасы, обувь; леску, металлические прутья и садки для разведения рыбы; запчасти для автомобилей и инвалидных колясок и многое другое.
При этом:
— Начиная с 2000 года бульдозеры снесли около 20.000 жилищ. В 2003 году под обломками одного из зданий погибла 23-летняя активистка Международного движения солидарности Рейчел Корри (США), пытавшаяся воспрепятствовать разрушению палестинского дома.
— Совершают экоцид: с 2000 по 2006 годы вырвали с корнем 1,4 миллиона фруктовых деревьев, убили и нанесли увечья десяткам крестьян.
— Приостанавливают подачу электричества и воды на часы и даже дни, создают препятствия свободному перемещению людей, устанавливая десятки контрольно-пропускных пунктов (см.: http://www. palestinalibre. org). Это затрудняет прибытие к месту работы, учебы и даже посещение больниц.
Как сообщает Amnesty International, роженицу Рулу Аштию, которая в сопровождении мужа на рассвете направлялась в роддом, остановили на одном из КПП, заставили лечь на землю. Она родила прямо на глазах у израильтян, а ребенок умер через несколько минут. Только тогда ей разрешили пешком продолжить свой путь в больницу в Наблусе с мертвым ребенком на руках. Когда у Мэйссон Салех Найеф начались предродовые схватки, машину, в которой она находилась, остановили на одном из КПП. Как только она тронулась, израильские солдаты открыли огонь, убив ее мужа, а ее саму ранили в плечо. В шоковом состоянии женщину вытащили из машины, заставили раздеться (чтобы обыскать!) и в таком виде оставили на земле, не дав ей ничего, чтобы прикрыться. Затем вызвали скорую помощь (наверное, чтобы показать, что не такие уж они и нелюди?), и она родила дочь Фиду, с рождения ставшую сиротой. Ко всему прочему, Мэйссон не могла вернуться в дом своего мужа, поскольку свекр со свекровью считали ее виновной в гибели их сына (подобные случаи описываются в докладах Amnesty International, а также в статье «И близнецы умерли» [And The Twins Died] израильского журналиста Гидеона Леви).
Обстановка террора и плохие условия жизни привели к тому, что число абортов на Западном берегу реки Иордан выросло в 2012 году на 58%.
При таких ограничениях на свободу передвижения и нехватку оборудования в больницах бессмысленно говорить о медицинском обследовании с целью предупреждения онкологических заболеваний. Яхр де Ян Юнис, 38-летней матери четверых детей, удалось поехать в Египет для лечения рака молочной железы, но ей не дали возможности вернуться домой, в сектор Газа, и это при том, что 70-75% израильтянок проходят лечение прямо у себя в стране.
Производить больных, изувеченных палестинцев, неспособных в ближайшие десятилетия отстаивать свои права на своей же земле, представляет собой целую политическую стратегию.
Возмутительно слышать вопрос о том, почему среди палестинцев нет известных ученых, в то время как десятки евреев являются Нобелевскими лауреатами, хотя при этом почему-то забывают упомянуть о том, что целый народ лишают хлеба, воды, электричества и книг.
2. Будучи гражданкой, подвергающейся дискриминации по религиозным законам, действующим в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, ей необходим мужчина покровитель для решения множества вопросов, как будто речь идет о несовершеннолетней или умственно отсталой; многоженство и детские браки признаны законом. Отсутствие перспектив трудоустройства и социального обеспечения не дает им возможности почувствовать себя свободными. Перед лицом требований феменисток недавно сформированное правительство Народного единства включило в свой состав трех женщин, пытаясь таким образом изменить законы. Израиль, стремящийся любой ценой не допустить создания Палестинского государства, за несколько дней до удара отменил палестинским министрам разрешения на поездки между Западным берегом реки Иордан и сектором Газа.
3. Как женщина, она вынуждена подчиняться насквозь патриархальным традициям и культуре, сводящим все к семейной «чести», отрицающими ее индивидуальность и право самой решать, как жить. В результате массовой безработицы среди мужчин, разрушившей традиционную ткань семьи, мужчины и женщины поменялись ролями. Женщины стали работать за пределами дома, но это не привело к их освобождению, поскольку они превратились в дешевую рабочую силу, которую используют еврейские поселенцы на своих сельскохозяйственных угодьях, а своя община вдобавок называет предательницами. Как свидетельствует палестинское движение в защиту прав женщин «Assiwar», в 2013 году по этой причине от рук своих родственников мужчин погибли около 40 женщин.
Воспитанные в духе терпения и покорности, не имея поддержки со стороны государственных учреждений, некоторые женщины отказываются даже от тех немногих прав, которыми они наделены, в пользу мужчин в обмен на защиту с их стороны. А тем, которые на это не идут, настойчиво рекомендуют выдвигать свои феминистские требования после победы в общенациональной борьбе, если они не хотят быть обвиненными в отсутствии патриотических чувств.
С чем сталкивается израильская женщина
1. «Только не ради меня» — таков был один из лозунгов сотен еврейских мужчин и женщин, протестовавших против преступлений, совершаемых властями Израиля на оккупированных территориях. Хотя, начиная с 1948 года, Движение демократических женщин, основанное женщинами арабского и еврейского происхождения, состоявшими в Коммунистической партии Израиля, и другие прогрессивные организации работали в очень сложных условиях, добиваясь равных прав для женщин, национальных меньшинств, отделения религии от государства и справедливого мира между двумя народами, еврейские феминистки стали узнавать о страданиях палестинских женщин после первой интифады 1987 года. Именно тогда они взяли на себя непростую задачу донесения правды о положении палестинских женщин израильскому обществу, которое, как утверждали еврейские феминистки, подвергалось изощренному промыванию мозгов. Проекты «Связь через Иерусалим» и «Женщины в черном» стали составной частью этого сложного альянса, который, несмотря на свою асимметричность (одни богатые и принадлежащие к государству-оккупанту, а другие бедные и являющиеся колонизированным народом), продолжает существовать, преодолевая трудности и добиваясь успехов.
2. Будучи гражданкой государства, где действуют религиозные нормы, она не рассматривается равной перед законом с мужчиной. Главный раввинат, следящий за исполнением Закона о семье, подвергает женщин дискриминации по родовому признаку: например, мужчина может отказать женщине в праве на развод, обрекая ее таким образом на то, что она вечно будет привязана к мужу, не сможет повторно выйти замуж и иметь «законных» детей. Внебрачные дети будут считаться незаконнорожденными и смогут вступать в брак лишь с людьми из определенного списка. В отличие от мусульманок, израильтянки не могут включить свои условия в брачный контракт и освободиться от этих доисторических норм.
Израильтянки постоянно наносят удары по патриархально-религиозному устройству своего общества и занимают все новые позиции: Дорит Бейниш занимает пост председателя Верховного Суда; 22% мест в парламенте принадлежат женщинам (в Руанде эта доля составляет, а в Пакистане — 20%), причем далеко не все они такие, как Айелет Шакед.
3. Она - «неприкасаемая» и презираемая влиятельными кругами фундаменталистов. Борьба израильских правозащитниц против сегрегации на некоторых автобусных маршрутах принесла половинчатый результат: эта оскорбительная норма признана незаконной, хотя водители могут предложить женщинам занять задние места. Хорошенькое решение в борьбе с дискриминационными взглядами! «Патрули скромности», состоящие из радикалов-ультраортодоксов, хотя и уподобляются талибам, но преследуют женщин за неправильную одежду и даже за то, что они громко молятся вслух.
Сексуальный взгляд на женщину, нашедший свое отражение в священных книгах авраамических религий, укрепляет патриархальную структуру общества. Так, 76% еврейских женщин и 79% арабских женщин, проживающих в Израиле, опасаются сексуальных домогательств, которые особенно увеличились в период с 2003 по 2010 год. Бывший президент страны Моше Кацав в настоящее время отбывает наказание в тюрьме за изнасилование. По данным Международной женской сионистской организации (WIZO), в прошлом году около 200 тысяч женщин стали жертвами насилия сексуального характера, и порядка 600 тысяч детей были свидетелями этого насилия. В полицию при этом обращаются лишь 20% пострадавших. В отличие от палестинок, израильтянки могут обратиться в многочисленные центры помощи и дома временного проживания.
Ключевым условием для достижения мира на Ближнем Востоке является феминистское палестино-израильское движение левого толка. Женщины имеют право участвовать в переговорах для выработки прогрессивного и справедливого решения, не основанного на военной силе.