Atlantico: 28 июля министры внутренних и иностранных дел выпустили совместный пресс-релиз, в котором говорят о готовности принять во Франции иракских христиан. Это заявление породило острую полемику в политической сфере. Как мы можем по-настоящему помочь иракским христианам? Существуют ли не использованные до сих пор рычаги и средства?
Себастьен де Куртуа: Все это, конечно, похвальная, но совершенно недостаточная инициатива с учетом масштабов стоящих сегодня проблем, которые касаются равновесия и стабильности на Ближнем Востоке. Насыщенное событиями лето оставило мало времени на оценки и размышления. Тем не менее, есть компетентные люди, которые могут работать на местах, в Ираке для мотивации терпимости и братства.
Я имею в виду представителей восточных церквей, которые находятся в первых рядах и знают, как нужно действовать. То же самое можно сказать и о представителях курдских властей на севере Ирака, которые отправили своих бойцов на защиту христианского города Каракош, несмотря на минометный обстрел.
Нужно предпринимать все возможные меры по спасению жизней людей на местах или где-то еще. Кроме того, необходимо заручиться достаточными средствами и поднять вопрос в Организации объединенных наций (это уже было сделано, но простого заявления тут недостаточно) и на уровне Европейского Союза, чтобы привлечь внимание общественного мнения к проблеме. Франция не может быть единственным голосом этих чудовищно угнетаемых меньшинств, которых гонят из дома. Ни один достойный называться таковым гуманист и демократ не может спокойно мириться с исчезновением христианства в Ниневии на севере Ирака, где до сих пор говорят на арамейском. Мне хотелось бы увидеть на демонстрациях в поддержку Газы в Париже транспаранты с осуждением бесчинств Исламского государства... Но ведь для этого нужно проявить смелость...
Мосул — это символ, средство продолжения борьбы с забвением и невежеством. Мы говорим о культуре с двухтысячелетней историей, о корнях семитского мира, наших культур. Это региональная катастрофа мирового масштаба, которая касается всего человечества.
— Стоит ли опасаться, что готовность принять иракских христиан может только обострить направленную против них агрессию? Быть может, это палка о двух концах?
— Любая серьезная политика должна позволить христианам остаться жить дома. Их не нужно призывать ехать за границу, разве что в самом экстренном случае. Но кто принимает решения об экстренности ситуации? В консульства Франции в Эрбиле и Багдаде потоком хлынут прошения о предоставлении убежища. Но готовы ли мы принять этих людей? Должна ли Франция в одиночку нести это знамя? Нам нужно европейское решение при договоренности с региональными державами, в том числе Ираном и Турцией, которые расположены прямо у театра будущих сражений. Америка полностью лишилась морального права принимать в этом участие после вмешательства 2003 года. Россия же ждет своего часа и, не раздумывая, воспользуется этой темой, как уже не раз бывало в истории.
К тому же, необходимо задаться вопросом о финансировании и внешней поддержке Исламского государства. Несут ли за это ответственность страны Персидского залива? Кто дергает за ниточки этого правительства, которое мы не будем называть халифатом, чтобы не оскорбить этот институт, который продемонстрировал свою важность и полезность в истории.
Речь тут не идет об одном лишь конфессионализме. Некоторые скажут: «Почему мы заостряем внимание именно на христианах?» Причем они не постыдятся заявить об этом публично. Хотя на самом деле вопрос уже давно в совершенно другом. Нужно понимать ситуацию, знать историю, отложить в сторону предубеждения и предрассудки. С таким узким пониманием светского государства и общества мириться нельзя. Можно подумать, что Францию больше ничего не интересует! Можно подумать, что мы уже не первый век сидим взаперти в нашем собственном мирке, хотя в наших университетах по сей день работают лучшие специалисты по всем ближневосточным языкам, не говоря уже об этнографии, антропологии и прочих гуманитарных науках.
Можно подумать, что у нас нет права защищать дорогие нам вещи, за которые кроме нас никто больше не вступится!
— В настоящий момент военная операция международного сообщества исключена, потому что она лишь укрепит ненависть к «крестоносцам» среди исламистов. Но можно ли как-то обеспечить защиту христиан? Могут ли внести в это свой вклад официальные иракские власти?
— Сейчас нужно в срочно порядке дать отпор на агрессию Исламского государства. В этой связи речь может идти об операции курдов или иракской армии. Это безусловный приоритет. Жертвами террора оказались далеко не одни христиане. Страдают все оказавшиеся под властью радикалов иракцы и сирийцы. Это на самом деле так. Из Мосула с каждым днем бегут все больше мусульман.
— Могут ли либеральные элиты этих стран вызвать чувство сострадания?
— Всю интеллектуальную элиту, преподавателей, адвокатов, врачей, безжалостно преследовали и уничтожали. С этими одержимыми безумцами нельзя вести диалог. Достаточно взглянуть на выложенные в интернете пропагандистские материалы, чтобы понять, что у власти стоят не религиозные лидеры, а идеологи, которые реализуют четко продуманную революционную программу. Целью их нападок стали не только люди, но и материальное наследие (памятники и гробницы вроде недавно взорванной гробнице пророка Ионы в Мосуле), традиции и обычаи. Искореняется сама память людей. Речь идет о новом нигилизме, который не чурается никаких бесчинств под прикрытием ислама.
Все мои знакомые мусульмане поражены подобным поведением во имя их веры. Но люди боятся. Боятся выразить свое мнение, боятся действовать. Как бы то ни было, Ассоциация мусульманских мудрецов Ирака все же осмелилась выпустить пресс-релиз с осуждением «выдворения христиан из Мосула Исламским государством», а 21 июля Организация исламского сотрудничества выступила с критикой «террористических практик и угроз в отношении невинных христианских граждан в Мосуле и Ниневии». Однако такие голоса раздаются слишком редко. Это голос вопиющего в пустыне...
Себастьен де Куртуа (Sébastien de Courtois), журналист, специалист по христианским меньшинства Востока.