Белоруссия и Евросоюз вновь пытаются наладить диалог и улучшить отношения. Как и несколько лет назад, происходит обмен визитами, ведутся переговоры, достигаются договоренности по отдельным вопросам. Однако, отмечают эксперты, диалог без конкретных реформ внутри самой Белоруссии опять будет обречен на неудачу.
В конце прошлой недели Минск посетил с двухдневным визитом министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Он встретился с премьер-министром Михаилом Мясниковичем и главой МИД Владимиром Макеем, а также с представителями политической оппозиции, гражданского общества, родственниками политзаключенных.
Что можно сказать по итогам этого визита?
Черный список Брюсселя может быть сокращен
Судя по всему, результатами визита Линкявичюс остался доволен. В интервью БелаПАН министр сообщил, что его встречи с официальными лицами прошли в доверительной атмосфере, обсуждались все проблемные вопросы, которые есть в отношениях Белоруссии как с Литвой, так и с Евросоюзом.
«Не является большим секретом, что у сторон есть разность оценок и взглядов на многие вещи, — сказал руководитель литовской дипломатии. — Существуют такие проблемы, которые долгое время не решаются, но все же есть некоторые позитивные, скажем, моменты с нашей точки зрения».
В частности, подчеркнул собеседник БелаПАН, «все еще не решен вопрос политзаключенных, который мы всегда поднимаем, но освобождение Алеся Беляцкого мы считаем шагом в позитивную сторону. Мы также очень высоко ценим, что есть последовательная позиция Белоруссии по поводу аннексии Южной Осетии, Абхазии, Крыма. Эта позиция тоже очень важна».
В то же время Линкявичюс отметил, что большим испытанием для Минска станут выборы президента Белоруссии, которые запланированы на 2015 год.
«Не только сам день голосования, но и предвыборная кампания, возможность всем свободно высказывать свои мнения. Весь этот фон — это очень важно, от этого будет многое зависеть», — подчеркнул глава МИД Литвы.
Он также не исключил, что в октябре 2014 года, когда ЕС будет в очередной раз пересматривать санкции в отношении Белоруссии, черный список может быть сокращен.
Однако, заметил Линкявичюс, для этого ЕС должен увидеть, что Белоруссия предприняла ряд существенных шагов не только для того, чтобы устранить имеющиеся проблемы (включая проблему политзаключенных), но и для того, чтобы подобные проблемы не возникли в будущем.
Литва претендует на особую миссию
Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) Андрей Елисеев отмечает, что недавний визит Линкявичюса вряд ли можно назвать спонтанным. Эксперт напомнил, что стороны договаривались об этом еще несколько месяцев назад.
«Это была долгая подготовительная работа. Не думаю, что данный визит — это какая-то резкая инициатива сторон», — сказал Елисеев.
Политолог подчеркнул, что за последние полтора года «очень много наблюдается встреч и контактов с европейской стороной на разных уровнях».
«Но, несмотря на это, каких-то прорывов в отношениях не наблюдается. За исключением сделанных двух шагов навстречу друг другу — освобождение Беляцкого и вынесение нескольких белорусских чиновников из списка санкций», — отметил Елисеев.
По его мнению, не стоит ожидать каких-то резких улучшений в отношениях Белоруссии и ЕС и в ближайшее время. Прорывов не будет, уверен Елисеев.
«Не исключено, что будут какие-то дальнейшие шаги навстречу друг другу, некие жесты доброй воли. Возможно, дальше продолжится процесс освобождения политзаключенных. В принципе, сейчас ЕС также задумывается о том, что нужно как-то переформатировать «Восточное партнерство». И европейцы об этом говорят, и белорусы, просто видение разное. Думаю, что этот момент тоже обсуждается, как сотрудничать дальше, в каком формате», — сказал он.
Елисеев также считает не совсем правильным сравнивать, как это делают некоторые политологи, нынешний визит Линкявичюса с состоявшемся в ноябре 2010 года совместным визитом в Минск глав министерств иностранных дел Польши и Германии Радослава Сикорского и Гидо Вестервелле.
«Тогда Сикорский и Вестервелле приезжали с конкретными предложениями: Белоруссия обеспечивает более демократичные выборы, а ЕС оказывает ей большую финансовую помощь. Это было такое отчаянное предложение ЕС в попытке вытянуть Белоруссию из сферы российского влияния, — напомнил аналитик. — А сейчас я не думаю, что у литовской стороны было какое-то конкретное серьезное предложение на столе для Белоруссии. Скорее, это такой поиск путей взаимопонимания и сверка стрелок насчет российско-украинского конфликта».
По словам Елисеева, в некотором смысле ожидания ЕС, что Белоруссия не возьмет сторону России в российско-украинском конфликте, оправдываются.
«Белоруссия заняла такую промежуточную, можно сказать, позицию, — отмечает он. — С одной стороны, Минск с какими-то жесткими заявлениями в сторону России не выступает, а с другой — и поддержки хотя бы словесной действиям России не высказывает, и, наоборот, в некоторых аспектах даже противоречит».
«В принципе, мне кажется, что ЕС более-менее удовлетворен, учитывая степень зависимости Белоруссии от России, той позицией, которую Белоруссия в настоящее время заняла по этому конфликту», — резюмирует собеседник БелаПАН.
Андрей Елисеев также отмечает, что Литва не против была бы выступить посредником в налаживании отношений Белоруссии и ЕС.
«Во внешнеполитической стратегии Литвы говорится, что она рассчитывает быть таким своеобразным посредником не только между ЕС и Белоруссией, но и между ЕС и восточноевропейскими странами, в том числе Украиной, Россией и так далее», — сказал аналитик BISS.
Но при этом роль Литвы довольно ограниченна, считает он: «Это, скорее, такое красивое словосочетание, больше символическое желание Литвы, чем реальные возможности. У Литвы все-таки нет мощных рычагов влияния, чтобы она реально могла быть посредником. Ни ЕС, ни восточноевропейские страны серьезно это не воспринимают».
Новый цикл — старые ограничители?
В свою очередь, директор Центра европейской трансформации (Минск) Андрей Егоров делает вывод: визит Линкявичюса состоялся потому, что начинается новый цикл отношений между Белоруссией и ЕС.
«Стороны устали от прежнего формата заморозки отношений и ищут новую форму сотрудничества, — сказал политолог в интервью БелаПАН. — Поскольку нет на повестке дня никаких новых инструментов работы с Белоруссией, ЕС возвращается к старым формам сотрудничества в виде вовлечения Белоруссии в диалоговые отношения с ЕС».
В связи с этим, подчеркивает Егоров, те страны, которые в большей степени заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Белоруссией, пытаются играть роль посредников в этих отношениях.
«Например, Литва, Латвия — это такие страны, которые пытаются деполитизировать отношения с Белоруссией и вывести их на уровень как бы прагматического сотрудничества в неполитических областях, отодвинуть вопросы демократии и прав человека на второй план и вовлечь Белоруссию в экономические отношения, инвестиции и торговлю. И через это иметь возможность влиять на политические вопросы и вопросы прав человека в Белоруссии», — отмечает Егоров.
Но это тупиковый путь, подчеркивает эксперт. «Его уже проходили в 2008 году. Без коренной ревизии понимания и инструментализации этой схемы вовлечения, без того, чтобы делать ставку на развитие внутриполитических сил Белоруссии, заинтересованных в демократизации и европеизации страны, ничего в этой схеме не сработает. От вовлечения режима в сотрудничество без внутренних оснований для того, чтобы он не мог уйти или просто «кинуть» ЕС в этом сотрудничестве, не будет никакого эффекта», — говорит Егоров.
Он также считает некорректным сравнивать приезд Линкявичюса с визитом Вестервелле и Сикорского.
«Скорее, это можно сравнить с визитами европейских политиков и чиновников в начале 2008 года, когда шла речь об освобождении Александра Козулина и других политзаключенных того периода, — отмечает Егоров. — Тогда осуществлялись такие встречные шаги — Минск освобождает политзаключенных, политики из ЕС наносят визиты, взаимные обещания какие-то идут, непонятная дипломатическая возня».
Сейчас, подчеркивает политолог, все развивается «точно таким же образом — малые шаги сторон с малыми обещаниями, которые позволяют им выстроить взаимное доверие и вернуться к предыдущим формам взаимодействия».
Однако, как показал опыт предыдущего потепления отношений между Белоруссией и ЕС, без реальных реформ с белорусской стороны успеха в диалоге вряд ли можно будет добиться.