Подписание соглашения Ассоциации с ЕС является большим достижением международной политики Грузии. Однако в контексте самоидентификации как европейского общества, европейского государства или европейской культуры этот факт незначителен. Любой договор или контракт можно расторгнуть. Проблемы «ассоциативной» идентификации стоят перед грузинским обществом достаточно давно. Специально для таких случаев ученые ввели термин «народ-изолят».
В политическом аспекте эта проблема была решена дважды в истории Грузии: первый раз с принятием христианства (что означало ассоциацию с европейской культурой); второй раз в XI-XII веках во время правления Давида Строителя и царицы Тамары (когда грузинское общество стало центром притяжения для других народов и культур).
В остальное время грузинские общества старались выжить в агрессивной среде инородных культур, что происходит и сейчас.
Если правительство «революции роз» руководствовалось античной максимой «если не можете быть сильными, дружите с сильными»,
то современная грузинская политика в лучших восточных традициях старается угодить всем.
В период военного времени последняя стратегия всегда оказывается наиболее проигрышной. К примеру, грузинское правительство воздержалось от резкой оценки российских действий в Крыму; теперь оно воздерживается от адекватной реакции по поводу трагедии со сбитым российскими ополченцами малайзийским самолетом. В результате западные страны не включают в список требований к Российской Федерации выполнение пунктов соглашения от 2008 года между Россией и Грузией. Грузинское политическое руководство не пользуется случаем, чтобы твердо потребовать демилитаризацию регионов Абхазии и Цхинвала, где ПВО и ВВС администраций де-факто оккупированных регионов с российскими экспертами угрожают безопасности полетов гражданских самолетов.
Следует учитывать, что в Грузии нет таких ресурсов как в Ираке, Иране, Сирии, Ливии, России, поэтому саддамизация, каддафизация или путинизация власти в Грузии невозможна. С другой стороны слабая экономика ставит любое правительство Грузии в зависимость от общества.
Исходя из того, что управлять страной в ситуации с Грузией сложная задача, ни одно руководство не застраховано от ошибок. Если тактика предыдущего правительства оправдала себя, и в трудные времена сильные политические субъекты его поддерживают то тактика современного правительства может загнать менеджмент в угол в критических ситуациях, которые обязательно возникнут.
Рассматривая проблемы идентификации в социокультурном аспекте, мировозрение обществ постсоветских стран воспринимает человечество не сквозь калейдоскоп мультикультурализма, а посредством религиозного дуализма. То есть «западному аттеизму» противопоставляется «постсоветская» или «восточная» мораль. При этом антизападная социальная мысль, концентрируясь только на минусах, не учитывает реальные истоки прогресса развитых обществ и отсталости дуалистов-многополярников.
Прогресс развитых обществ, и не только западных, заключается в том, что они применяют существующие ресурсы для открытия новых возможностей. Отсталые общества используют все ресурсы для сохранения существующих возможностей. Взаимодействие развитых обществ с неразвитыми необходимо первым только в рамках конвертации ресурсов последних в новые возможности. Таким образом, крах неразвитых обществ очевиден – он происходит либо когда иссякают ресурсы для поддержания старых возможностей, либо когда технологически лучше оснащенное государство начинает его порабощать. Ярким примером второй ситуации является Россия.
Грузинское общество может потерпеть крах в процессе поиска своей идентичности, так как у него нет ресурсов для поддержания необходимых функциональных возможностей, а с другой стороны, технологически более развитая государственная структура РФ будет и дальше проводить экспансионистскую политику.
Многие представители гражданского сектора Грузии убеждены, что так назывемая «совковость» преодолена в грузинском обществе. В реальности, она живет в большинстве из них.
Если в советские времена общественные институты ориентировались на директивы из Москвы, то сейчас ориентируются на директивы из Брюсселя. При этом местные инициативы не замечаются или отклоняется, признаваясь априори не эффективными и непрофессиональными.
Сам по себе факт сотрудничества с развитыми обществами и их институтами положительный, отрицательным является то, что общества постсоветских государств не видят собственной ответственности в процессе ассоциации и интеграции в глобальное сообщество.
Современная Грузия стоит перед угрозой того, что грузинское государство с его территорией и религиозно-дуалистическим обществом окажутся ассоциированными под патронажем российского миллитаристского руководства. А эксперты и профессиональный технический персонал пользуясь благами ассоциации с ЕС и стратегическим партнерством с США окажутся в почетной эмиграции. Поэтому грузинскому руководству надо перестать бояться собственного населения. Хроническое опасение власти Грузии массовых волнений и общая болезнь постсоветского менеджмента – игнорирование нужд и потребностей общества, может подорвать не только работу государственных и общественных институтов, но и легитимность самих менеджеров, как это происходило не раз в новейшей истории этих стран. Создается впечатление, что каждая власть с самого начала ориентируется на отрицательный результат своего правления, который неизбежно приведет к массовым выступлениям, которые она уже изначально готова подавить силой.
Для грузинского правительства единственным выходом от надвигающегося кризиса является:
– национальное и политическое примирение, при помощи которого можно привлечь дополнительные ресурсы и выстроить новые возможности;
– создание консультационного совета в каждом районе крупных городов и каждом регионе страны для ежедневного и прямого диалога с населением, чтоб увеличить оперативность удовлетворения социальных потребностей;
– создание международного общества сохранения безопасности постсоветских стран;
– укрепление системы гражданской и национальной самообороны обороняющихся государств и их взаимодействие друг с другом;
– активное включение в дела международной безопасности на всех уровнях государственных и общественных институтов;
– препятствование проникновению агентов российского влияния, приезжающих под видом туристов, общественных деятелей или бизнесменов, независимо от национальности;
– активная поддержка в обеспечении безопасности грузинских граждан в любой точке мира.
Тактика западных стран по отношению к милитаристскому руководству РФ скорее всего приведет к вводу российских войск по всему периметру границ бывшего СССР, что на несколько лет или даже одного десятилетия решит проблему ассоциативной идентификации постсоветских стран, но это уже другая тема для анализа.