Введением санкций против России ЕС стремится минимизировать издержки собственной экономики. При этом 28 стран Евросоюза идут на новые риски, что обостряет внешнеполитический профиль ЕС.
В конце концов, все произошло очень быстро. Меньше чем за 48 часов представители 28 стран ЕС согласовали экономические санкции против России. Только за неделю до этого вопрос обсуждали министры иностранных дел. Пожалуй самое важное внешнеполитическое решение не выносили на бесконечные переговоры, а принимали в спешном порядке. После формализации в столицах ЕС санкции должны вступить в силу уже к концу этой недели.
Новое качество
Можно говорить о том, что введение экономических санкций после присоединения Крыма Россией и дестабилизации на востоке Украине является запоздалым шагом, и для этого была необходима катастрофа с малазийским лайнером и гибель почти 300 пассажиров. Но многие наблюдатели, а также, вероятно, Владимир Путин, полагали, что ЕС не решится на такие действия. Берлин и Париж терпеливо прилагали все усилия, чтобы найти дипломатическое решение. Заявление глав правительств ЕС в марте о том, что, в крайнем случае, под прицел будет взята российская экономика, казалось тогда пустой угрозой.
Внешняя политика в ЕС осталась прерогативой национальных государств, по этой причине для принятия решений необходимо единодушие стран — членов Союза. Относительно войны в Югославии, вторжения в Ирак или ливийского кризиса ЕС в отсутствии единой позиции был не дееспособен. И поскольку страны Евросоюза из-за географического положения, истории и экономической зависимости от России в различной степени оказались затронутыми украинским кризисом, Путин надеялся, что вновь удастся разобщить ЕС в этом вопросе.
Экономические санкции — это не неизведанный инструмент внешнеполитического арсенала, он уже применялся по отношению к Ирану. Но теперь санкции переходят в новое качество, потому что ЕС сильно зависит от России. Санкции преследуют цель распределения потенциальных издержек между странами, чтобы основная ноша не пришлась на какое-то одно государство. Кроме того, ЕС стремится оказать воздействие на Россию и вместе с тем сохранить издержки для собственной экономики на низком уровне, отметил эксперт Еврокомиссии. Поэтому ЕС сконцентрировался на сферах, в которых экономическая зависимость асимметрична. Как, например, ограничение доступа российских госбанков к европейскому рынку капитала. Данная мера призвана существенно ограничить финансовые возможности российской экономики. Отменены поставки европейского высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике или глубоко в море, что имеет стратегическое значение для России. В меньшей степени меры коснулись отрасли вооружений, поскольку Россия в ограниченном количестве импортирует военную продукцию. Уже заключенная, но не менее спорная сделка по поставке французских военных кораблей в Россию остается в силе.
«Территория, полная рисков»
Если бы ЕС хотел как можно сильнее задеть Россию, под санкции попал бы весь энергетический сектор. Но из-за зависимости Европы от российского газа от этой идеи отказались. Однако ЕС, вводя санкции, идет на определенный риск. Остается абсолютно открытым вопрос о том, ограничатся ли российские реторсионные меры экономическими отраслями, затронутыми ЕС. Ахиллесовой пятой ЕС являются газовые поставки. Хотя зависимость симметрична, как отмечают в Брюсселе, потому что энергетические поставки составляют 50 процентов российских госдоходов, и Москва крайне заинтересована в них. Но уже точечные ограничения поставок или отказ Москвы решить газовый вопрос с Украиной, может сильно отразиться на ЕС.
«Мы входим на новую территорию, полную рисков», — отмечает высокопоставленный чиновник ЕС. Санкции постоянно пересматриваются. В зависимости от развития ситуации санкции могут быть отменены. По словам главы Совета ЕС Хермана ван Ромпея, ЕС готов к такому шагу, если Россия активно и недвусмысленно будет способствовать решению украинского кризиса. При необходимости ЕС также относительно просто может ужесточить свои - пока что скромные - меры, отмечают в Брюсселе. Переход в плоскость экономических санкций показывает, что страны ЕС готовы нести краткосрочные экономические издержки в интересах долгосрочной стабильности в Европе. Тем самым ЕС как внешнеполитический актор вызывает больше доверия. Однако, путь в трудных водах геополитики потребует и далее от ЕС стойкости и единодушия в своем курсе.