Ровно 120 лет назад 25 июля между японскими и китайскими флотами произошло военное столкновение у побережья Инчхона в Корее, с которого началось сражение у острова Пхундо. Этот бой положил начало первой Японо-китайской войне. Официально страны объявили друг другу войну 1 августа, но в Китае датой начала Японо-китайской войны 1894-1895 годов считается именно 25 июля. Поэтому 25 июля все основные китайские СМИ выходят с подборкой статей и рассуждений на тему смысла поражения в войне с Японией.
Значение для «великого возрождения китайского народа»
В Японии практически ничего не пишут о том, что в этом году китайские СМИ проводят целую кампанию по анализу опыта Японо-китайской войны 1894-1895 годов.
Лидер Китая Си Цзиньпин также говорил о возможном применении опыта войны Цзяу (Jiawu) (китайское название Японо-китайской войны 1894-1895 годов — прим. пер.). 9 июня на съезде ученых страны китайский лидер произнес: «Этот год — год Цзяу. Для китайского народа и китайцев это слово несет особый смысл. Для новейшей истории нашей страны оно тоже имеет особое значение. И сейчас мы как никогда близки к осуществлению задачи великого возрождения китайской нации». В этой речи делался главный упор на важность инноваций, однако для усиления эффекта было использовано именно слово «цзяу».
«Великое возрождение китайской нации» — ключевой термин правительства Си, но у его истоков стоит поражение в «Цзяу». Для китайцев война Цзяу, которая стала началом краха Цинской империи, имеет особое значение. Поэтому СМИ используют эти настроения людей и раз за разом возвращаются к истории унижения.
Среди всех материалов особенно выделяется интервью генерала авиации Лю Ячжоу (Liu Yazhou) государственному информационному агентству «Синьхуа». Генерал Лю, являющийся членом политического комитета Университета национальной обороны, известен нашумевшими выступлениями, направленными против иностранного вмешательства. Этот генерал — необычный человек, из-под его пера выходят как стратегические теории, так и романы.
Его жена Ли Сяолинь (Li Xiaolin) является дочерью бывшего председателя КНР Ли Сяньняня, иными словами, генерал связан родственными узами с так называемой партийной «золотой молодежью». Ли Сяолинь стала председателем Китайского народного общества дружбы с зарубежными странами, считают, что она товарищ детства самого Си Цзиньпина, японское правительство также оценивает ее как одну из ключевых фигур, имеющих прямую связь с центром власти. Взгляд подобного человека на Японию является очень интересным с точки зрения понимания идей, царящих в окружении Си Цзиньпина.
По словам генерала Лю, в Японо-китайской войне 1894-1895 годов разница в вооружениях и оснащении армии была минимальной по сравнению с другими войнами с иностранными государствами в современной истории Китая. Причина, по которой Китай все же потерпел поражение, кроется в разнице подходов к модернизации. Япония тогда уже стала национальным государством. Цинская империя же ввозила какие-то товары с Запада, но мышление людей еще не изменилось. В такой точке зрения нет ничего необычного.
Национализация Сенкаку по причине радиационной катастрофы?
Однако генерал идет дальше. Важным пунктом в его позиции является «национальная стратегия». «Китаю не достает долгосрочной стратегии, которая бы распространялась на несколько поколений, а также воли к ее осуществлению», — считает генерал. С другой стороны, он придерживается точки зрения, что у Японии всегда была четкая стратегия по завоеванию материка. Лю подчеркивает: «Исторически Япония имеет две особенности. Первая состоит в том, что если в Японии к власти приходит сильное правительство, то она нацеливается на завоевание Корейского полуострова. Вторая — в том, что после крупных природных бедствий в Японии усиливаются настроения, требующие применения военной силы по отношению к другим странам». В национализации островов Сенкаку он видит традиционный для Японии образ действий, но эти слова заставляют меня, как японца, задуматься. В Японии часто говорят, что у Китая есть долгосрочная стратегия, а у Японии нет, однако мой китайский коллега видит все под противоположным углом.
Поражение в войне Цзяу пробудило китайцев. Сразу после начала войны, в ноябре 1894 года, Сунь Ятсен создает Союз возрождения Китая, в 1911 году в ходе Синьхайской революции свергается династия Цинь. Через десять лет после этого была основана Коммунистическая партия Китая. Мао Цзэдун, родившийся в 1893 году и Дэн Сяопин, родившийся в 1904 году, провели свои молодые годы в атмосфере всеобщего разочарования, царившего в китайском обществе после поражения в войне Цзяу, это и привело их к мыслям о спасении страны.
С точки зрения эффекта, который оказало поражение в войне на Китай, генерал Лю говорит следующее: «Мы должны быть благодарными Японии... Китай — это самый старый учитель Японии, Япония — это самый новый учитель Китая. Сколько бы еще лет проспал Китай, если бы его не пробудила война Цзяу?»
Борьба с Японией началась с войны Цзяу
Генерал не прекращает сожалеть о низких нравах, царивших в Циньской армии, и признает самурайский дух Бусидо как основу силы японских солдат. Он считает, что подобную духовную базу китайской нации дала Коммунистическая партия Китая. Из его рассуждений становится понятно, что в КНР разговоры о Японии переплетаются с разговорами о самом Китае. Утверждения о законности правления КПК на родине генерала Лю неотделимы от истории борьбы с Японией, которая началась с войны 1894-1895 годов.
Когда Китай затрагивает вопрос «исторических разногласий» с Японией, то он не имеет в виду только Японо-китайскую войну 1937-1945 годов, начавшуюся с Маньчжурского инцидента. Его основная цель состоит в том, чтобы переделать региональный порядок в Восточной Азии. Именно в русле этого мышления Китай объединяется сейчас с Южной Кореей в исторических вопросах и провозглашает своей территорией острова Сенкаку, которые стали японскими решением министров во время Японо-китайской войны 1894-1895 годов.
Вероятно, Китай будет и дальше продолжать вспоминать об «исторических проблемах», так как приближается семидесятилетие поражения Японии, которое пройдет следующим летом. Японцы тоже должны понимать, что эти проблемы берут свое начало еще в Японо-китайской войне 1894-1895 годов.