«Процент поддержки населением кабинета министров Японии впервые опустился ниже 50%», — газета Nikkei опубликовала результаты исследования общественного мнения, проводившегося ею с 25 по 27 июля. По сравнению с результатами предыдущего опроса, проведенного в июне, рейтинг опустился на пять пунктов и составил 48%. Рейтинг одобрения впервые опустился ниже 50%, после того как Синдзо Абэ во второй раз пришел к власти в декабре 2012 года.
Тенденция изменения рейтингов поддержки и неодобрения правительства
Процент неодобрения также повысился на два пункта и составил 38%, разница между процентом поддержки и процентом неодобрения сократилась до 10 пунктов. Ежемесячное исследование политического мнения, проведенного телекомпанией NHK с 11 по 13 июля, также показывает, что процент поддержки впервые упал ниже 50% и составил 47%, процент неодобрения поднялся до 38%, поэтому данные двух опросов практически идентичны.
Газета Nikkei отмечает: «В группе 20-39-летних уровень неодобрения введения коллективной самообороны достигает 60%. Не остается сомнений, что вопрос с утверждением права на коллективную самооборону, который премьер Абэ продвигал «по своим убеждениям», выбил почву из-под ног кабинета министров Абэ. С другой стороны в рейтингах конца прошлого года после введения закона о защите особо секретной информации, проведенных разными компаниями, процент поддержки резко сокращался в общей сложности примерно на 10 пунктов. Считается, что по сравнению с теми результатами неприятие действий властей среди населения не так велико.
Теперь с начала осени все внимание сосредоточится на возобновлении работы атомной электростанции Сэндай компании Kyushu Electric Power Company (префектура Кагосима). Общественное мнение по этому вопросу сильно разделилось, поэтому возможны кардинальные изменения в рейтингах поддержки и неодобрения правительства, если ничего не будет меняться. Показатели поддержки указывают на то, что сейчас настал поворотный момент для правительства Абэ.
Недавно один известный экономист встретился с премьером, для того чтобы получить возможность сказать напрямую:
«Не могли бы Вы еще раз обратить внимание на первоочередные экономические вопросы? Восстановление экономики этой страны — Ваш последний шанс. Для того чтобы проводить кардинальные реформы, необходим высокий процент поддержки населения. Если Вы будете ориентироваться на экономику, то обязательно поднимутся в цене и акции, пойдут вверх и рейтинги».
Внимание регионам, в которых позиции ослабли
Этот экономист давно занимается долгосрочными стратегиями в кабинете министров Абэ, но он впервые попросил о личной встрече с премьером. Возможно, причина в том, что он почувствовал опасность в проводимой политической линии Абэ.
Абэ с вниманием выслушал мнение экономиста и согласно кивнул в ответ: «Самой главной задачей правительства является уход от дефляции и восстановление регионов».
Премьер выразил свое глубокое понимание того, что все действия после своего назначения на пост главы государства следовали единой линии, получившей поддержку населения и первоочередной задачей которой является восстановление экономики, начиная от создания Агентства национальной безопасности и введением закона о защите особо секретной информации, заканчивая утверждением права на коллективную самооборону. Он изначально понимал, что восстановление экономики — это основа его избирательной базы.
Сможет ли правительство Абэ, в действиях которого просматривается отклонение в сторону вопросов внешней политики и безопасности, вернуться к политике, ориентированной на восстановление экономики?
Правящая партия уже поставила в качестве одного из важнейших вопросов «возрождение регионов», создав Отдел подготовки возрождения регионов. Как только подготовка будет закончена, отдел запустит основную деятельность и станет играть роль контрольно-диспетчерского пункта в восстановлении. Проект по активизации деятельности регионов планируется представить на внеочередном осеннем заседании парламента.
Существует причина, по которой основная задача правящих партий, а в особенности Либерально-демократической партии Японии и партии «Комэйто», заключается в активизации региональных экономик. Причина эта — единые региональные выборы, которые пройдут весной следующего года. Если в центральном правительстве кабинет министров Абэ пользуется еще какой-то поддержкой, то на выборах региональных глав они могут и проиграть.
На недавних выборах губернатора префектуры Сига, прошедших 13 июля, кандидат, которого поддерживали партии ЛДПЯ и «Комэйто», проиграл кандидату от бывшей правящей партии ДПЯ. Понятно, что голоса перешли кандидату от Демократической партии Японии из-за вопроса по коллективной самообороне, однако в основе критики ЛДПЯ лежат проблемы с экономикой.
Возможно, жизнь в крупных городах и улучшается за счет продвигаемой премьером Абэ «абэномики», однако в регионах по всей стране распространяется раздражение, здесь не ощущается никакой пользы от проводимой политики. Поэтому правительство Абэ и делает упор на возрождение регионов.
Возрождение регионов окончится разделом бюджета?
Что же такое «возрождение регионов»?
«В итоге это будет просто раздел бюджета», — таких мнений немало в Касумигасэки (район в Токио, где расположены правительственные учреждения — прим. перев.). Дело в том, что многие чиновники помнят историю со словом «возрождение». С 1988 по 1989 год кабинет министров Нобору Такэситы в рамках программы «возрождения» распределил по всем городам и селам страны по 100 миллионов иен. Существует точка зрения, что эти деньги пошли на пользу региональным экономикам и использовались для активизации жизни в глубинке, например за счет строительств парков развлечений. С другой стороны было много случаев использования средств на строительство ненужных общественных зданий, поэтому есть и мнения, что вся кампания закончилась разделом бюджета и пустой тратой огромных средств.
За счет второй стрелы абэномики — «бюджетного стимулирования», проводимой кабинетом министров Абэ, был насыщен сектор общественной инфраструктуры. Действительно, идут работы на таких площадках, как районы стихийных бедствий, чувствуется острая нехватка квалифицированных рабочих, например, строителей. Даже в этих условиях распределение фондов на строительство общественных зданий вряд ли сильно поможет остаться региональным экономикам на плаву без реальной отдачи вложенных средств.
Ведь выделение средств на поддержку торговых кварталов еще не значит, что получится вернуть к жизни старую торговую улицу, хозяева лавок которой уже успели состариться. При этом в самой Либерально-демократической партии немало членов приветствуют традиционное выделение субсидий и инвестиции в общественную инфраструктуру.
Даже при сокращении количества членов партии и сейчас в ее составе остается еще достаточно строительных и торговых подрядчиков, которые проводят свои требования наверх, чтобы вернуть партию к старым методам.
Экономист, говоривший с Абэ, тоже задумался над этим вопросом. Не является ли возрождение регионов одним названием, и не закончится ли оно разделом бюджета на строительство никому не нужных общественных зданий? В таком случае премьер нарушит свое публичное обещание: «Мы не вернемся к старой Либерально-демократической партии», — которое он отрицал после вступления во власть.
Будет ли отличие от «старой ЛДПЯ»?
При этом сотрудники администрации Абэ понимают, что экономику регионов невозможно восстановить старым способом либерал-демократов путем раздела бюджета.
По структуре это очень напоминает ситуацию в сельском хозяйстве, которое было накачано субсидиями под названием «восстановление сельского хозяйства», а затем ослабело настолько, что теперь не может справляться своими силами. То же самое происходит с экономиками регионов. Кабинет министров Абэ занимает позицию разграничения с политикой, проводимой «старой ЛДПЯ». Они собираются создать «сильное сельское хозяйство», убирая монополии и изменив систему, которая бы стала поддерживать активных предпринимателей.
Для того чтобы восстановить экономику регионов, необходимо сфокусироваться на том же. Региональные власти и экономические круги всегда считали, что они могут рассчитывать на государство. В зависимости от того сколько субсидий и грантов, средств на строительство инфраструктуры мог привлечь из центра глава региона, настолько он считался прекрасным хозяйственником и по совместительству мог быть главой промышленности. Однако в результате местные органы самоуправления теряли стремление к финансовой независимости и переставали что-либо предпринимать для того, чтобы поднять экономику региона.
Если действительно браться за восстановление региональных экономик, то в первую очередь необходимо создать систему, которая могла бы дать им независимость и поддерживать постоянное развитие.
В документе о «Видении восстановлении Японии», созданном ЛДПЯ в мае этого года, и июньской правительственной стратегии роста «Пересмотр стратегии возрождения Японии 2014» предусмотрено несколько мер по восстановлению экономики регионов. В них просматривается желание ослабить жесткие рамки региональных структур для, например, «ускорения регионального метаболизма». Какие же предложения по модернизации выдвинет кабинет министров Абэ, используя Отдел по возрождению регионов, который начнет свою основную деятельность этим летом?
Если эти предложения скатятся до распределения бюджета в духе «старой ЛДПЯ», то рейтинг правительства Абэ не только не вырастет, но рано или поздно этому кабинету министров придет конец. Если же «возрождение» пойдет путем полного пересмотра структуры региональных экономик с проведением радикальных изменений, как в сельском хозяйстве, то процент поддержки Абэ может вновь увеличиться. Главное, чтобы региональные изменения не были единовременными и только внешними.