Помимо футбола Азебайджан вкладывает большие деньги в велосипедный спорт в перспективе Олимпиады в Рио-де-Жанейро 2016 года и намеченных на будущий год Европейских игр в Баку.
Карлос Састре и Джамолидин Абдужапаров. В начале мая две легенды «Тур де Франс» отправились в Азербайджан вместо «Джиро д'Италия» или четырехдневной гонки в Дюнкерке.
На берегах Каспийского моря «Ташкентский ужас» чувствует себя как дома. Састре же оказался в 4 500 километров от родной Испании, и его лицо словно застыло в бесконечном ожидании.
«Я был тут два года назад с молодежной командой и рад приехать снова, — торжественно говорит он после утомительного общения с местной прессой. — Велоспорту нужны новые лица».
Лица, которые готовы вложить миллионы в спорт, чья историческая колыбель переживает экономический спад. Лица, чья мотивация тем сильнее, что их амбиции выходят далеко за спортивные рамки.
Нефтедолларовый допинг
Азербайджан стряхнул с себя постсоветскую слабость, уверенно движется по пути экономического роста и пользуется им для формирования международного дипломатического влияния. Это означает, что он вовсю играл накачанными нефтедолларами мышцами во время визита в Баку Франсуа Олланда, который совпал с последним днем велогонки.
Проявляется это и в агрессивном контроле над СМИ: два французских журналиста рассказали, что представители местных правоохранительных органов задержали их и конфисковали весь отснятый материал.
А также в стремлении обеспечить заметность для до сих пор по большей части еще неизвестной страны, которая примет в 2015 году первые Европейские игры. Как и в Катаре, руководство «Дохи на берегах Каспийского моря» решило сделать спорт своей главной витриной.
Это касается футбола и в частности Хафиза Мамедова, владельца (помимо прочего) ФК «Ланс» (французская команда была буквально спасена олигархом). Обратили внимание власти и на велоспорт с организацией «Тур де Азербайджан», развитием местной команды Synergy Baku Cycling Project и крупными инвестициями в инфраструктурные проекты.
Они будут совершенно точно не лишними в этой стране, на опасных дорогах которой велосипедисты — редкость даже во время общенациональных гонок. В то же время на СМИ это списать никак нельзя, потому что власти получили поддержку Eurosport и пытаются сделать ставку на двухколесный транспорт в решении серьезных проблем с дорожным движением.
Победитель испанской «Вуэльты», сын бывшего спортивного чиновника и много политики
«У нас существуют большие традиции велоспорта», — утверждает вице-президент Федерации велоспорта Азербайджана Сахиб Алекперов. Строит он и большие планы на будущее: «Со следующего года вы будете все чаще слышать имена наших гонщиков в списке участников и победителей соревнований по велоспорту».
Этот политик с седыми усами рассказывает о выделении нескольких десятков стипендий для молодых азербайджанских спортсменов. «Федерация дала мне все», — вторит ему 19-летний Самир Джабраилов, самый многообещающий талант пока еще не вставшего на ноги местного спорта.
Покорение сердец
Новая гонка проходит за тысячи километров от главных центров велоспорта (Западная Европа, а сейчас еще и Америка и Австралия), и организация делает все, чтобы произвести хорошее впечатление на гостей. Журналистов и гонщиков размещают в лучших отелях. Все расходы оплачиваются.
В распоряжении команд есть целая флотилия машин и микроавтобусов. Некоторые порвут на себе волосы при звуках до сих пор слишком советского радио, но все пользуются предоставленными средствами, чтобы получше узнать эту еще малоизвестную в профессиональном велоспорте страну.
Обладатель желтой майки после победы на этапе «Тур де Франс» 2006 года Линус Гердеманн пришел первым и на этапе кавказской велогонки, во время которого с ним соперничали француз Реми Ди Грегорио и бывший победитель «Вуэльты Испании» Хуан Хосе Кобо. «Я был приятно удивлен этими соревнованиями, — говорит испанский спортсмен в роскошных садах дорогого отеля. — На севере все напоминает дороги в Наварре, на которых я тренируюсь».
Во главе Baku Cycling Project стоит ирландец Дэвид Маккуэйд. Именно он отвечает за появление Азербайджана среди грандов велоспорта. Его имя внушает страх, уважение или презрение: он — сын Пэта, который возглавляет Международный союз велосипедистов до осенних выборов, и брат влиятельного агента Эндрю.
В 2013 году Пэт Маккуэйд побывал на гонке, не преминув отметить независимость сына. «Я не видел его с Рождества, — говорил он на майской жаре. — Он сам прекрасно справляется со всеми делами».
Европейские игры 2015 года
Дэвид Маккуэйд тогда отмечал, что работает с годовым бюджетом в миллион евро. Ну, а что в 2014 году? «То же самое», — уверяет он, несмотря на более плотный график гонок и расширенный персонал. «У них на гонке два пресс-атташе», — не может поверить своим глазам глава большой команды.
Инвестиции также идут на создание необходимой инфраструктуры для Европейских игр 2015 года. В недавно построенном в Баку велопарке в скором времени появятся трассы для горного велосипеда.
На доставшемся в наследие от СССР велодроме сейчас полным ходом идет реконструкция. Правительство также намечает создание первых велосипедных дорожек, а на севере страны уже совсем скоро заработает велосипедный завод.
Наконец в конце мая делегация Алекперова посетила новый французский Национальный центр велоспорта в Сен-Кантен-ан-Ивелин. «Мы отталкиваемся от принципа, что лучше уж ничего не делать, чем делать плохо, — подчеркивает вице-президент азербайджанской федерации. — Мы хотим сделать все хорошо, в соответствии со стандартами лучших стран».
Достигнутый прогресс, в том числе и в культуре
Как и в футболе, государственные вложения сопровождаются частными инвестициями. Прежде всего, нужно отметить инвестиционный фонд Synergy, который полностью финансирует бюджет Baku Cycling Project. «Природные ресурсы могут исчезнуть уже через 20-25 лет, и нам нужны другие средства развития», — говорит представитель фонда, который, по его собственным заявлениям, никак не связан с нефтедобычей.
В рамках поддержки правительственной политики Synergy доверил Дэвиду Маккуэйду и его специалистам из Западной Европы задачу по подготовке местных гонщиков к будущим олимпийским соревнованиям. Остается проделать еще очень большую работу, хотя юный Самир Джабраилов уже показал характер и заработал похвалу обычно скупого на слова и комплименты спортивного директора Джереми Ханта. Юное дарование открыто перешло в наступление, но пока не снискало на этой ниве особых успехов: 38 место в общем зачете.
«Инвестиции в велоспорт начались совсем недавно», — напоминает Маккуэйд. Как бы то ни было, прогресс достигнут, в том числе в культурном плане. Два года назад местные журналисты установили камеры прямо на финишной черте, не подозревая, с какой скоростью движется пелотон велосипедистов.
Теперь они предпочитают держаться подальше и узнают Карлоса Састре. Испанец активно дает интервью. Причем большая часть вопросов посвящена Азербайджану, а не велоспорту.