Отношения между Россией и Западом достигли самого низкого уровня с момента окончания холодной войны четверть века назад. По словам представителей Европы и Америки, ракеты, которые Кремль поставляет сепаратистам на востоке Украины, стали причиной крушения самолета MH17. Санкции, введенные на прошлой неделе, направлены на то, чтобы заставить Владимира Путина признать, что экономические последствия эскалации конфликта на Украине будут тяжелыми. Путин отрицает свою ответственность за крушение самолета и настаивает на том, что введение санкций негативно отразится на экономике Запада.
Если говорить о том, кто пострадает больше всего, то ответ очевиден: в результате введения взаимных санкций Россия может потерять гораздо больше, чем Запад. Стоит еще раз повторить, что Европа не ощутит на себе почти никакого негативного влияния: в Россию отправляется всего 3% экспорта Германии, а финансовые ограничения, наложенные на российские банки, в наибольшей степени отразятся на мировой финансовой столице, на Лондоне. Но Филип Хэммонд (Philip Hammond), министр иностранных дел Соединенного Королевства, совершенно верно заметил, что нельзя сделать омлет, не разбив яиц.
Между тем, по России будет нанесен серьезный удар. В ее экономике господствующие позиции занимают газовый и нефтяной секторы, на долю которых приходится 60% российского экспорта. Большая часть нефти добывается в Сибири, старые и неэффективные предприятия которой остро нуждаются в западных технологиях и инновациях, которые сейчас оказались под запретом в связи с ужесточением санкционного режима. В краткосрочной перспективе Россия сможет пережить эти трудности, однако, если санкции не будут отменены, их негативное воздействие на российскую экономику будет усиливаться.
То же самое можно сказать и о крупнейших государственных банках России. В будущем они не смогут привлекать финансовые средства западных финансовых рынков и занимать деньги на оптовых денежных рынках Запада. Размеры внешнего долга российских банков и нефинансовых компаний достигает 80 миллиардов долларов, и его необходимо вернуть до конца года. Хотя Центробанк России пообещал оказать помощь любой компании, попавшей в санкционный список и оказавшейся в затруднительном положении, в конечном итоге собирать средства станет достаточно трудно.
Еще до введения новых санкций Европейский банк реконструкции и развития обнародовал данные, согласно которым российская экономика в этом году не покажет никакого роста, а в 2015 году вырастет менее чем на 1%. Таким образом, экономический кризис неизбежен.
Может ли все это заставить Путина изменить отношение к Украине? Судя по всему, нет, поскольку жесткие позиции российского президента поддерживает как российская общественность, так и представители бизнес-сообщества. В настоящий момент бытует мнение, что Россия имеет достаточное количество ресурсов и желание придерживаться той линии, которую она выбрала. Путин подозревает, что Америка заинтересована в ужесточении санкций в большей степени, чем Европа, и это вполне соответствует действительности, учитывая то, что в экономическом отношении Европа гораздо теснее связана с Россией, чем США. Он может попытаться проверить степень решимости Запада, введя свои собственные санкции или усилия в поддержку украинских ополченцев. Существует вероятность того, что следующие несколько недель станут особенно тяжелыми.
Но, как отметил Робин Ниблетт (Robin Niblett), директор научно-исследовательского института Chatham House, идея о том, что Европа отступила перед лицом агрессии России по отношению к Украине, в корне неверна. Брюссель уже блокировал планы Москвы по строительству газопровода, который позволит российскому газу поступать в Европу, минуя территорию Украины. Многие европейские компании начали ослаблять связи с Россией, опасаясь потери бизнеса в США, которые стали для них гораздо более важным рынком.
По мнению Ниблетта, следующий шаг Запада должен состоять в усилении экономической поддержки Украины, экономика которой сейчас находится в гораздо более тяжелом положении, чем экономика России. На данном этапе уже невозможно предотвратить сокращение украинской экономики на 10% в этом году, однако пакет финансовой помощи и доступ к западным рынкам будут свидетельствовать о том, что в будущем Украина имеет все шансы стать частью Евросоюза.