Израиль первых чисел июня 2014-го сильно отличался от Израиля последних дней июля того же года. В июньском Израиле не было ракетных обстрелов, сирен и наземной операции в Газе. Не было кадров похорон молодых израильтян, погибших в бою, не было кадров погибших палестинских детей.
Спокойное начало лета. Все верили, что Израиль – надежное место, что ХАМАС боится вступать с нами в противостояние, а хаос, охвативший Ирак, очень далек от нас.
Можно было пребывать в иллюзии, что мир – это суши, биржевые акции компаний хай-тека, телешоу «Большой брат». Наша современная нация, наши передовые технологии, наше членство в престижном клубе государств OECD. Почти десять лет относительного затишья. Жизнь прекрасна. Пузырь.
Но все изменилось в одночасье. Трое юношей были похищены и убиты. Четвертого сожгли заживо. Мрачные силы вырвались из чрева земли. В медленном темпе античной трагедии, тяжелую поступь которой было невозможно остановить, израильтяне и палестинцы оказались втянуты в черную воронку зла. Первый залп, второй залп, третий залп. Авиаудары, наземная операция, туннели.
Хорошо обученные хамасовские боевики возникают из-под земли, стреляют и исчезают. Солдаты ЦАХАЛа в Газе уничтожают дома и гибнут. Последовательный ракетный обстрел, нарушающий суверенитет государства. Подземная мощь Газы. Более 1200 убитых в секторе.
Общество проявляет силу духа, армия сильна. Однако в ходе операции «Нерушимая скала» мы неожиданно сталкиваемся с растущей волной ближневосточного религиозного фанатизма и присущим ему изощренным насилием.
Мы все это проходили в прошлом. Именно этот урок нам был преподан летом 2006-го, когда ЦАХАЛу не удалось одержать верх над «Хизбаллой» в Ливане и прекратить ракетные обстрелы. Мы увидели Ливан через призму страшной угрозы. Мы поняли, насколько опасным является сочетание ракетного потенциала, использования гражданского населения в качестве живого щита и боевых действий герильи. Мы поняли, что у государства Израиль нет убедительного ответа на новый вызов времени.
Но в ходе последовавшего после 2007 года периода затишья мы попытались забыть об уроках Второй Ливанской войны. Мы убедили себя в том, что мы, в общем-то, победили, что все прекрасно. Мы не спешили заключать мир, мы не готовились серьезно к войне.
До тех пор, пока ХАМАС летом 2014 года не уничтожил наши иллюзии. Пузырь лопнул. Нам казалось, что военно-воздушные силы, хай-тек и «Железный купол» позволят нам спокойно жить в нашем иллюзорном пузыре. До тех пор, пока мы не обнаружили вновь, что по-прежнему живем здесь – посреди арабского мира, в Эрец-Исраэль-Палестине.
Стратегическая суть происходящего заключается в том, что израильский суверенитет оказался нарушен самым грубым образом. У государства, небо которого «продырявлено», воздушное пространство которого незащищено, граждане, которого регулярно спускаются в бомбоубежища, очень серьезные проблемы. Государство, которое не в состоянии прекратить обстрел своих важнейших населенных пунктов в течение трех недель, является проблематичным государством. К этому следует добавить прорехи в израильской защитной стене в виде стратегических туннелей и неспособность армии добиться однозначной победы в наземной операции – лицом к лицу с противником. На глазах у изумленной публики, среди которой наши враги, и наши друзья, региональная держава, государство Израиль, оказалась не в состоянии одержать верх над маленьким террористическим квазиобразованием, дерзким и враждебным.
Глубинная суть происходящего заключается в том, что мы возвращаемся к классической израильской ситуации. Четыре десятилетия мы не стояли перед подлинной угрозой нашему существованию. Три десятилетия мы не участвовали в полноценной войне с наземными боевыми действиями. У нас была относительно комфортная жизнь. Поэтому мы не нуждались в том величии и силе духа, которые были присущи предыдущим поколениям. Мы не сохранили те важные ценностные и системные механизмы, которые позволяют существовать в подобного рода жесткой реальности.
Теперь у нас просто нет иного выбора. Но когда прекратится огонь, и сыновья вернутся домой, нам придется честно посмотреть в глаза нашей израильской судьбе. Покинув свой иллюзорный пузырь, мы будем обязаны найти творческое решение проблемы Газы и политическое решение проблемы Иудеи и Самарии. Нам придется приложить максимум усилий, чтобы гарантировать способность Израиля защитить себя от врагов.
Перевод: ИА «Курсор» (Израиль).