Любой развод представляет собой болезненный процесс, но бывают обстоятельства, дающие миллионы поводов для улыбки: когда речь идет о судьбе миллионов евро. Для многих вступление в брак может оказаться весьма дорогостоящим (если придется платить), а для других — весьма доходным бизнесом (если они получат возмещение).
У всех еще на слуху новость о разводе Дмитрия Рыболовлева, известного российского предпринимателя, занимающегося минеральными удобрениями и владельца футбольного клуба «Монако». После пяти лет судебных тяжб его бывшей супруге Елене, той самой студентке Уральского медицинского института, которая влюбила в себя олигарха и сумела повести его под венец, удалось добиться присуждения ей 3,2 миллиардов евро. Так, благодаря решению швейцарского суда, она в одночасье стала одной из богатейших женщин планеты. «Я буду жить просто», — заявила она в своем женевском доме, где бросается в глаза большой рояль. Будет вставать в шесть утра, совершать прогулку на лодке по женевскому озеру и оказывать поддержку музыкантам.
Руперт Мердок (Rupert Murdoch), владелец News Corporation, был вынужден выплатить своей второй жене Анне Торв (Anna Torv) 1,7 миллиарда долларов. Причина? Во время поездки в Китай Мердок влюбился в свою переводчицу Венди Денг, на 37 лет моложе его. Торв, которая происходила из простой семьи (ее родители держали химчистку в Шотландии) и в прошлом была журналисткой, после столь щедрых отступных вновь вышла замуж и в настоящее время проживает в одной из бывших резиденций Ага-Хана, расположенном в элитной местности The Hamptons, на нью-йоркском берегу. Самое интересное - в том, что Мердок не смог отказаться от своих порочных наклонностей: в прошлом году он развелся и с Денг, сумма возмещения которой не разглашается.
Много лет тому назад Ирина Вячеславовна Маландина работала стюардессой «Аэрофлота», пока в 1997 году не познакомилась с российским бизнесменом Романом Абрамовичем, владельцем ФК «Челси». После 16 лет совместной жизни они расстались. У пары - 5 общих детей. После развода Ирина получила 220 миллионов евро. Мизерная сумма, учитывая то, что в тот момент состояние Абрамовича превышало 10 миллиардов, но при этом достаточная для того, чтобы вести достойную жизнь и снова не работать стюардессой. Дорого обошлась 121 супружеская измена и чемпиону по гольфу Тайгеру Вудсу (Tiger Woods). Его жена Элин Нордегрен (Elin Nordegren) выставила мужу счет: 750 миллионов евро. Красавица Элин решила вернуться к учебе и получила диплом по психологии (правда, с полным кошельком).
Берни Экклстоун (Bernie Ecclestone), владелец «Формулы-1», также разошелся со Славицей Радич (на 28 лет моложе его) после 24 лет супружеской жизни, благодаря чему его бывшая жена вошла в высшее общество. В соответствии с достигнутыми договоренностями, ей отошел один миллиард евро. Бывшая модель Славица Радич считается в настоящее время одной из самых богатых женщин Великобритании (хотя большая часть ее активов находится на острове Джерси). Если бы кто-нибудь сказал вам, что за четыре года вы получите доход в размере 70 миллионов евро, вы наверняка ответили бы, что это хорошая сделка. Именно столько получила в 1989 году актриса Эми Ирвинг (Amy Irving) после четырех лет супружеской жизни с кинорежиссером Стивеном Спилбергом. Злые языки рассказывают, что Ирвинг заставила Спилберга подписать брачный контракт на салфетке за несколько дней до свадьбы, хотя судья не признал его имеющим юридическую силу.
Вот всего лишь несколько примеров. Список дорогих разводов достаточно обширный: Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger), Пол Маккартни (Paul McCartney), Майкл Джордан (Michael Jordan), Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi)... Все они заплатили миллионные суммы своим бывшим женам. Хотя мы и говорим о значительных выплатах, в некоторых случаях состояние плательщика при этом почти не пострадало. А в других, наоборот, понесло значительный ущерб. Актер Мэл Гибсон (Mel Gibson) женился на Робин Мур в 1980 году, когда ему было 24 года. При разводе в 2011 году ему пришлось выложить 380 миллионов евро, то есть половину состояния, накопленного за 30 лет супружеской жизни, а также передать жене право на получение половины доходов от картин, которые снимет ее бывший муж за оставшуюся жизнь. Это был самый дорогой развод в истории Голливуда.
«Разводы в семьях, имеющих значительное состояние или общественный вес, всегда влекут за собой дополнительные проблемы. Они не только сильно изматывают их участников в эмоциональном и финансовом плане, но и могут поставить крест на их профессиональной карьере», считают сотрудники международной адвокатской конторы Mishcon de Reya, специализирующейся на ведении разводов звезд.
Первый случай развода без предъявления вины произошел в 1970 году в Калифорнии (США) во времена губернаторства Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Тогда впервые было признано, что развод является субъективным и бесспорным правом каждого из супругов. Это было чем-то совершенно новым, учитывая атмосферу того времени. Много воду утекло с тех пор, и некоторые уже задают себе вопрос, не превратились ли подобные разводы в способ добывания денег. Появились даже книги на эту тему.
В США Сьюзан Райт (Susan Wright) и Джини Сейлс (Ginie Sayles) ведут курсы и недавно опубликовали книги «Как выйти замуж за миллионера» и «Как выйти замуж за деньги» (на первый взгляд, между двумя этими понятиями большой разницы нет). Надо практически смотреть на отношения, исходя из той конкретной пользу, которую тебе может принести твоя вторая половина. И убедить саму себя в том, что разбогатеть можно. Поэтому нужно научиться пользоваться предметами роскоши, входить в дорогие магазины, примеривать дорогие наряды и украшения«, уверены авторы.
В России только что вышла в свет книга, в которой содержатся инструкции, как извлечь из брака максимальную выгоду. Ее написала Ксения Собчак, дочь бывшего мэра Санкт-Петербурга (известная своими эпатажными выходками) вместе с Оксаной Робски, также известной в высшем обществе. «Если ты мечтаешь о деньгах, то тебе нужен российский олигарх», — рекомендуют авторы. Они дают советы, как стать богатыми за годы совместной жизни, добиваясь от богатого мужа дорогих подарков в виде ценностей и недвижимости, «особенно, если вы начинаете задумываться о разводе на следующий день после свадьбы».
Американский адвокат Эндрю Фельдстайн, специализирующийся на бракоразводных процессах, в интервью журналу The Globe and Mail заявил: «когда начинаешь анализировать факты и понимаешь, что многие из них произошли за несколько месяцев до развода, мужья меня спрашивают с недоумением: неужели моя жена все это спланировала заранее? И я отвечаю им, что да, что существует высокая вероятность того, что они сделали это преднамеренно. И мужчины чувствуют себя обманутыми». И женщины тоже, хотя это и случается гораздо реже (когда им приходится платить).
В Испании тоже платят столь высокие суммы? Не совсем так. Юридическое картина здесь совсем другая. В интервью, данном нашей газете несколько лет тому назад, Тино Майо (Tino Mayo), член Каталонской Ассоциации Разведенных Родителей, признал, что «многие женщины рассматривают развод как источник дохода». Но испанская действительность отличается от жизни в англосаксонских странах. Там стараются осуществить раздел имущества поровну. Поэтому, если у одного из супругов много денег, то ему придется заплатить немалое возмещение своей второй половине, у которой почти нет своего имущества. Это объясняется отсутствием четко прописанных юридических процедур, и весь процесс основан на прецедентах, в соответствии с которыми супруги должны поделить все. Например, если у российского олигарха 10 миллионов долларов, а у его жены один, то итоговый раздел будет 5:5 (именно этим объясняется то, что Роман Абрамович предпочел разводиться в России, хотя уже давно проживает в Лондоне).
Луис Сарралуки (Luis Zarraluqui) возглавляет Контору семейных адвокатов Сарралуки в Мадриде, является почетным президентом и основателем Ассоциации семейных адвокатов. Он вспоминает, что «экономический аспект развода значительно меняется в зависимости от действующего законодательства той или иной страны». Эксперт подчеркивает, что в Испании действую три способа: совместное владение имуществом (за исключением того, что каждый из супругов получает по наследству или в виде дарений), раздел имущества и раздел в соответствии с долевым участием (очень похож на раздел имущества, но с одним нюансом — каждому супругу начисляется определенный процент от увеличения стоимости имущества, нажитого в период совместного проживания; обычно он составляет 50%). Ввиду столь сложных законодательных норм, Сарралуки рекомендует заключать брачный контракт, который дополнит действующие законы и позволит избежать впоследствии неприятных сюрпризов. И в любом случае позволит сторонам заключить мировое соглашение.
«Внесудебные соглашения учитывают то решение, которое может принять суд, а также сопряженные с ним риски», — подчеркивает Сарралуки. Если перевести разговор в практическую плоскость, то при обращении в суд многое зависит от успешных действий адвоката. В англосаксонских странах, как уже говорилось, каждому из супругов обычно присуждают 50% имущества. Но в Испании это не происходит автоматически, в том числе и потому, что в каждом конкретном случае применяются юридические нормы той автономной области, где проживают супруги.
Конча Сьерра (Concha Sierra) была одной из самых известных в Испании адвокатесс, специализирующейся по данным вопросам и весьма востребованной сильными мира сего. Сьерра говорила, что, за редкими исключениями, большинство разводов сводилось к решению финансовых вопросов. «Люди готовы изорвать друг друга из-за кухонного ножа или компакт-диска, как будто речь идет о художественных ценностях. Самое печальное заключается в том, что на этом пути к свободе одного из них побочный ущерб получается ужасным».
Она защищала не только женщин, но и мужчин. Конча Сьерра подчеркивает, что многие из них были «болезненно слабыми, способными пойти на немыслимые уступки под натиском скандальной женщины». Как бы там ни было, супружество — это «прекрасный институт, который существовал всегда, и продолжит существовать». Поэтому развод она сравнивает с «желанием поменять спальное место на тонущем „Титанике“». Вниманию тех, кто отправляется в морское путешествие (на собственной яхте, разумеется).