Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дом-музей Дали привлекает российских туристов

Половину из 137 тысяч его посетителей составляют россияне, которых привлекает гениальность и загадочная биография его музы.

© East News / Value Stock ImagesДом-музей Сальвадора Дали
Дом-музей Сальвадора Дали
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из почти 1,2 миллиона россиян, ежегодно посещающих Испанию, более половины направляются в Каталонию. Многие проводят отпуск на Коста-Брава и Коста-Даурада. Но все они прежде всего стремятся съездить на экскурсию в замок Пуболь и Театр-музей в Фигерас. Из приблизительно 137 тысяч человек, посещающих замок в период с апреля по декабрь, половину составляют россияне.

С тех пор, как Дали познакомился с Галой, своей музой и любовью на всю жизнь, он постоянно мечтал подарить ей замок, где она могла бы жить в полной свободе. По различным причинам исполнение этого обещания постоянно откладывалось, но, уже будучи в преклонном возрасте, он в 1969 году подарил ей замок Пуболь, построенный в готическом стиле, находившийся недалеко от Порт Льигат. «Я посещал ее, лишь получив письменное приглашение, и ограничился росписью потолков, поскольку, едва подняв глаза, я сразу же оказывался на небесах», - заявил художник. Таким образом, старинный замок, принадлежавший роду Блондель, стал резиденцией Галы с 1971 по 1980 год, где она периодически появлялась со своими молодыми спутниками и/или любовниками. Сам Дали появлялся здесь лишь считанные разы. Вначале он оказал ей помощь в оформлении и подарил несколько полотен, в том числе «Дорогу на Пуболь» (1973), где изобразил золотые купола православных церквей в память о ее русских корнях. Затем, после смерти Галы, которую похоронили в подземном зале-усыпальнице под древними стенами Пуболя, Дали переехал сюда из Порт Льигата. Здесь он прожил всего два года, пока случайно вспыхнувший в 1984 году пожар (тогда огонь уничтожил русскую икону, которую Гала хранила в своей спальне) не заставил его окончательно переехать в Фигерас, где и умер. Лишь в 1996 фонд «Гала-Сальвадор» Дали вновь открыл замок для посетителей в качестве составной части так называемого треугольника Дали, в который, помимо Пуболя, входят еще Театр-музей в Фигерасе и Порт Льигат.

Из почти 1,2 миллиона россиян, ежегодно посещающих Испанию, более половины направляются в Каталонию. Многие проводят отпуск на Коста-Брава и Коста-Даурада, чуть меньше — в Маресме и Барселоне. Но все они прежде всего стремятся съездить на экскурсию в замок Пуболь и Театр-музей в Фигерас. Из приблизительно 137 тысяч человек, посещающих замок в период с апреля по декабрь (когда он открыт для публики), половину составляют россияне. Затем идут французы, составляющие 14% от общего числа посетителей. В Театре-музее Фигераса первыми по количеству посетителей являются французы (27%), затем россияне (22%), каталонцы (7%) и жители остальных частей Испании (8%).

Одной из причин интереса к замку Пуболь является русское происхождение Гала, но она - не единственная и не самая главная. Юлия Вовк, представительница компании Tez-Tours, крупнейшего российского туроператора по Каталонии, напоминает, что «Дали пользуется большой популярностью в России, и наши туристы всегда стремятся посетить места, связанные с его жизнью». Она добавляет, что «большинство из тех, кто посещают замок, уже знакомы с Дали и его творчеством. Теперь они хотят узнать, где он жил, поближе познакомиться с его произведениями». Юля, вот уже более десяти лет сопровождающая российских туристов, считает, что «они приезжают в Пуболь скорее из интереса к Дали, чем к Гала, хотя она и имеет русские корни». Место, где делается наибольшее количество фотографий — продолжает она-, это сад, где стоят слоны Дали.

Сальвадор Дали и Гала


Роса Дуран, экскурсовод из агентства Turisme Catalunya de Girona, полагает, что «среди российских туристов фигура Дали вызывает даже еще больший интерес, чем Гауди. Они являются его искренними поклонниками. Недавно мне рассказали, как две российские девушки целовали фасад здания в Фигерасе, где родился Дали, как будто это была Стена Плача. Роса добавляет, что «некоторые российские посетители не испытывают особой симпатии к Гала, потому что в ней текла татарская кровь, а они не очень хорошо относятся к этому народу. Более того, нам следует проявлять осторожность, когда мы рассказываем о большом коммерческом чутье Гала, потому что они считают это несовместимым с ее татарскими корнями». По мнению Росы, дело еще и в том, что, в отличие от французов и испанцев, граждане России узнали о Дали несколько позже, не по телевизору, а непосредственно через его творчество, которое представители молодого поколения уже изучали по учебникам.

В этом году количество российских туристов уменьшилось, прежде всего из-за сильной девальвации рубля, который в марте потерял 27% своей стоимости, а также последствий присоединения Крыма и конфликта на Украине. Жоан Мануэль Севильяно (Joan Manuel Sevillano), управляющий фондом «Гала-Сальвадор Дали», уточняет, что это вызвано чисто конъюнктурными причинами. «К счастью, мы пожинаем плоды целенаправленной работы, начатой около десяти лет тому назад, когда стали развивать взаимодействие с турагентствами и туроператорами при поддержке Департамента туризма Коста Бравы», — добавляет он. В рамках этих усилий были составлены путеводители на русском языке по Пуболю и другим местам, подготовлены экскурсоводы и продавцы в магазинах со знанием русского языка. Тогда, в самом начале, главным стимулирующим фактором было русское происхождение Гала. По сути дела, весь дом-музей сосредоточен на Гала. Там можно увидеть картины Дали, посвященные ей, фотографии, сделанные Марком Лакруа (Marc Lacroix): особенно поразительна та, где Гала, которой уже почти 80 лет, сидит на полу, в то время как ее друг Мишел Пастор играет на фортепиано, и специальный зал, где выставлены ее лучшие наряды, созданные лучшими модельерами.

В целом, культурный уровень этих российских туристов выше среднего, а результаты проведенных опросов свидетельствуют о том, что они очень довольны посещением Пуболя. Они больше других покупают путеводители, а из сувениров предпочитают все, что связано со слонами (это тоже талисман Пуболя), и с Гала — будь то книжные закладки, майки, платки или магнитики. Большим спросом пользуются также копии драгоценностей Дали.

Русское происхождение Гала является неожиданностью для туристов из этой великой страны, потому что русских в Каталонии было не так уж много. Правда, недалеко от Пуболя, в Кап Роиг можно посетить другой замок, более современный, который в 1927 году построил полковник царской армии Николай Воеводский, уехавший вначале из своей страны в Англию, а затем перебравшийся в Коста Браву вместе со своей женой, английской аристократкой Дороти Вебстер. По профессии она была декоратором и увлекалась археологией и ландшафтным дизайном. В 1969 году чета Воеводских передала весь комплекс городским властям при условии сохранения архитектурного облика и ландшафтного дизайна Кап Роиг, в котором в настоящее время проходят музыкальные фестивали. Замок имел собственный причал в живописной бухте Массоны, где Дороти любила купаться и принимать солнечные ванны. Эту бухточку называли русской купальней. Николай Воеводский умер в 1974 году, а его жена — шесть лет спустя. Оба похоронены на мысе Кап Роиг.

Небольшое число русских было и на Коста-Браве. Художник Марк Шагал, родившийся в 1887 году в Витебске, провел два летних сезона в Тосса де Мар (1933-1934) и передал местному музей изобразительного искусства картину «Синий скрипач». Ранее, в этой же самой местности проживали, спасаясь от Первой мировой войны, еще две художницы: Соня Делоне-Терк (родилась в Одессе в 1885 году) и Ольга Сахарова (родилась в Тбилиси в 1889 году), единственная из художников-беженцев, которая осталась жить в Каталонии. Грузинский князь Алексей Мдивани, брат Русуданы, второй жены известного испанского художника-монументалиста Хосе Марии Серта, погиб в 1935 году в автомобильной катастрофе в Альбонсе, недалеко от Пуболя, когда несся на огромной скорости со своей любовницей Мауд, женой немецкого промышленника Генриха фон Тиссена.

Еще одним фактором, способствовавшим увеличению количества посетителей, стала ежегодная организация временной выставки, в рамках которой также издается каталог на нескольких языках, включая русский. В этом году она называется «Дали-Пичот. Аллегория памяти» и включает в себя 14 полотен и скульптуру Антони Пичота, большого друга Дали. Главный экспонат — скульптура Мнемозины, созданная из камней, кусков керамики и каркаса старого матраца. Она служит Пичоту источником вдохновения для создания своих произведений. Автор выставляет ее впервые и, по его словам, это дань памяти Гала, которая, посетив однажды его мастерскую в Кадакесе, сказала ему, что он должен выставить эту скульптуру на своей ретроспективной выставке, чтобы публика поняла ход его творческого процесса.

До 6 января на правах эксклюзивности в библиотеке замка также будет выставлен рисунок Дали 1970 года «Проект для сада Пуболя» (Proyecto para el jardín de Púbol). Это один из различных эскизов, сделанных художником с целью реконструкции Пуболя вскоре после покупки. Набросок имеет отношение к саду, на нем изображена зубчатая стена, перед которой стоит скамейка в виде цветка лилии. Именно такое изображение на одном из гербов Пуболя. Скамейка окружена растительностью, высоким кипарисом, и целым рядом персонажей, одним из которых может быть Гала. Экскурсоводы поясняют, что на создание этого романтического сада со своим прудом, оптическими обманами, головой Вагнера и фонтаном, бьющим из головы чудовища, Дали вдохновил Сад чудовищ в итальянском городке Бомарцо. Он было также и одним из любимых мест Гала, своими деревьями и розами напоминавший ей сады Крыма, куда она в детстве ездила на каникулы.