Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большие изменения в жизни Осиповой и Васильева

© РИА Новости Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкЗвезды мирового балета Наталья Осипова и Иван Васильев во время исполнения третьей части нового проекта "Соло для двоих"
Звезды мирового балета Наталья Осипова и Иван Васильев во время исполнения третьей части нового проекта Соло для двоих
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Израильский хореограф Охад Нахарин придерживается строгих правил относительно утренних занятий: любой человек, желающий посмотреть на то, как он преподает, сам должен принять в этом участие. Вот почему я оказалась в репетиционном зале на юге Калифорнии и пыталась не отставать от Натальи Осиповой и Ивана Васильева, самой прославленной балетной пары нашего времени.

Наталья Осипова и Иван Васильев были золотой парой Большого театра – как на сцене, так и за ее пределами. Однако их любовная история закончилась, и теперь они заигрывают с новыми типами танца. Джудит Макрелл спросила у них о том, что сейчас происходит в их жизни.

Израильский хореограф Охад Нахарин (Ohad Naharin) придерживается строгих правил относительно утренних занятий: любой человек, желающий посмотреть на то, как он преподает, сам должен принять в этом участие. Вот почему я, проявив безумную смелость, оказалась в репетиционном зале на юге Калифорнии и пыталась не отставать от Натальи Осиповой и Ивана Васильева, наиболее прославленной балетной пары нашего времени.

Тот урок, на котором мы присутствовали, назывался «гага» (Gaga) и состоял он из уникальной и тщательно продуманной техники, на которой основывается хореографическая философия и техника Нахарина. Речь идет о повышенной восприимчивости ума и тела, о привлечении внимания танцовщиков к структуре и потоку их движений, об установлении отношений с окружающим пространством.

В ответ на короткие вербальные инструкции Нахарина русские танцовщики – и я вместе с ними – разминали руки и ноги, трясли ими и делали волнообразные движения. Мы выражали в звуках наше дыхание, мы громко пели и кричали.

Отчаянно пытаясь восстановить навыки движения, утраченные много лет назад, краем глаза я замечаю, как Осипова делает ногой совершенную дугу с растяжкой на 180 градусов. Я вижу также, с какой невероятной скоростью Васильев проносится по залу. Создается впечатление, что они полностью и совершенно естественно погружены в то, что они делают, но после занятий Осипова признается, что после первого урока по системе гага они были просто шокированы: «Мы спрашивали себя, что мы здесь делаем? Мы не можем выполнить эти движения, потому что для этого используется иная мускульная система, отличная от балетной. Это не было похоже ни на один класс, который был нам известен. Люди кричали и разговаривали. В зале не было ни зеркала, ни станка».

Концерт Kremlin Gala "Звезды балета XXI века"

Но это первое занятие для них по системе гага было преднамеренной и необходимой инициацией в нечто доселе неизвестное. С того момента, когда Осипова и Васильев покинули Большой театр в 2011 году, они находились в поиске нового танцевального опыта, и хотя каждый из них смог расширить свой репертуар в других балетных труппах (Осипова недавно была принята в Royal Ballet), они испытывали голод в отношении экспериментирования с современным танцем. И здесь, в Центре искусств Segerstrom, расположенном в городе Коста Меса (Costa Mesa), они занимаются окончательной подготовкой программы «Соло для двоих» (Solo for Two), целого спектакля, в котором они исполняют дуэты в постановке трех радикально отличающихся друг от друга хореографов – Нахарина, Сиди Ларби Шеркауи (Sidi Larbi Cherkaoui) и Артура Пита (Arthur Pita).


Все трое были отобраны Осиповой, которая после отъезда из Москвы смогла познакомиться с большим количеством хореографических работ. Она выбрала Пита из-за его ярких театральных номеров, созданных для Эдварда Уотсона (Edward Watson), одного из ее постоянных партнеров в труппе Royal Ballet. «Артур великолепный режиссер, он работает на грани нормального и слегка сумасшедшего подхода. Первоначально можно подумать, что его работа посвящена чему-то банальному и смешному, немного в стиле китч, но постепенно вы проникаете в более глубокие слои».

Именно в Лондоне она познакомилась с работой Шеркауи, и сначала ей понравилась чувственность его стиля, но потом она в той же мере была очарована самим хореографом и его исключительной безмятежностью. «Я настолько его полюбила в зале – он словно маленький Будда». Однако исходным импульсом для спектакля стал для нее Нахарин. «Я в течение многих лет следила за его работой, и я надеялась, что когда-нибудь смогу это попробовать. Его стиль кажется простым, но в нем так много настроения и энергии. Создается впечатление, что танцоры сами создают движения, и это не просто шаги, а часть их жизни».

Нахарин согласился работать с русскими артистами балета при условии, что они сначала посетят репетиции в его студии в Тель-Авиве – для ускоренного погружения в его метод обучения и в его стиль. Однако у него не было никаких сомнений относительно нового проекта. «У них необыкновенный уровень технической подготовки. Кажется, что их окружает какая-то аура», – заметил он. И хотя ни у него, ни у двух других хореографов не было возможности создать новый номер с самого начала,  он считает, что очень интересно развивать существующий материал в тесном сотрудничестве с самой парой. Я хотел создать площадку для проявления их возможностей, место, где они могли бы получить удовольствие от моей работы».

Он считает интересным тот факт, что 28-летняя Осипова и 25-летний Васильев начали экспериментировать с современным танцем так рано в своей карьере. Классические артисты балеты пытаются осуществить подобный переход значительно позднее, как это сделали Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) и Михаил Барышников, то есть когда им уже под сорок лет или за сорок. Однако Осипова и Васильев настаивают на том, что они более чем готовы. «Иногда Ивану и мне кажется, что наши карьеры развиваются так стремительно, – отмечает Осипова. – Успех пришел к нам очень рано, и поэтому мы теперь готовы к чему-то новому». Васильев добавляет: «Лучше всего пробовать новые вещи, когда ты еще в форме и способен показать всю свою физическую силу». И, конечно, когда я наблюдаю за ними в репетиционном зале, это настоящее откровение – видеть, как эти два подготовленных в Большом театре артиста балета способны преобразить свой мощный стиль и применить его к великолепным образом детализированному, более приземленному стилю трех современных хореографов.

Осипова очень внимательно работает над своим материалом – когда движение или какая-то стилистическая тонкость ускользает от нее, она начинает злиться. Васильев, кажется, реагирует более интуитивно, а еще он большой шутник – как будто вся энергия, которую он вкладывает в немыслимую виртуозность своих балетных партий, пытается найти другой выход. Когда Нахарин говорит ему, чтобы он напряг руки как клещи, он бросает дикий взгляд на Осипову и нападает на нее как хищный динозавр.

Она хмурится, но затем начинает хихикать. Судя по всему,  при работе по 10 часов в сутки под давлением приближающейся премьеры клоунада Васильева является необходимым предохранительным клапаном.

«У нас на теле синяки, а мы должны улыбаться», – говорит Осипова, признавая тем самым не только свою нынешнюю усталость, но и наличие трудностей, с которыми сталкивается их проект. «После того как мы начали работать с Охадом, мое тело стало меняться очень заметно, и я думала, что я уже больше никогда не смогу исполнять классические партии. Но и с современной хореографией дела обстояли не лучше».

У нее возникли похожие проблемы в начальной части дуэта «Mercy», поставленного Шеркауи, в котором танцоры резко противопоставлены друг другу – они наносят удары друг другу, и все это похоже на поединок мастеров боевых искусств. «Я так много плакала, это было так трудно. Каждое движение должно было быть таким точным, таким выразительным».

Концерт Kremlin Gala "Звезды балета XXI века"


Позднее за обедом оба они выглядят более расслабленными. Осипова выпивает два больших бокала пива и отпускает шутки по поводу удивительного аппетита Васильева – он уже покончил с четырьмя огромными блюдами, прежде чем мы расправились со своими закусками. Оба они шутят по поводу ее переживаний во время выступления сборной Аргентины на Чемпионате мира по футболу, а также по поводу недавно проявившейся у него страсти к хореографии. А их внешняя легкость и симпатия особенно забавны с учетом того, что у них совсем недавно закончились отношения, которые, по мнению многих, развивались в сторону заключения брака.


Когда у них в прошлом году закончились личные отношения, многие полагали, что они перестанут выступать вместе и что их сценическое партнерство, получившее название «Васипова», перестанет существовать. «У нас прекрасные отношения, – говорит Осипова. – Мы очень хорошие друзья, мы уважаем друг друга и доверяем друг другу». Их агент Сергей Данилян, который также является продюсером проекта «Соло для двоих», считает, что эти двое артистов сегодня намного счастливее. «Когда они были парой в реальной жизни, существовало слишком много давления, слишком много драматизма. Они постоянно были рядом друг с другом. Теперь часть времени они проводят раздельно, и так лучше», – говорит он.

Тем не менее, поклонники по всему миру скорбят по поводу их разрыва и, возможно, они будут настроены против более резких и антагонистических элементов в их новом материале, особенно в мрачном сюрреалистическом сюжете в номере Пита под названием «Facada», в котором Осипова выступает в роли обманутой невесты, осуществляющей кровавую месть в отношении своего бывшего жениха.

Пита, не имевший никакого понятия об истории этих артистов балета в начале работы с ними, говорит, что он особенно обеспокоен реакцией Москвы, где состоится короткий показ этой работы перед премьерой в Лондоне. «Я понимаю, что там есть много немолодых леди, которые очень бы хотели, чтобы Наташа и Иван вернулись в «Большой». Они, наверное, линчевали бы меня за то, что я показываю, как она закалывает ножом своего партнера на сцене, а затем танцует на его могиле».

Те же самые поклонники будет, наверное, возмущены тем фактом, что «Соло для двоих» отнюдь не является одноразовым экспериментом, и что теперь русские артисты хотят большего. «Я бы хотела сделать что-то в стиле фламенко, – говорит Осипова. – Нечто похожее на прекрасный номер, который Ларби подготовил для Марии Пахес (Marie Pagés). Или попробовать повторить то, что он сделал вместе с шаолиньскими монахами».

Хотя она давно подозревала, что ее темперамент больше подходит к свободе современного танца, Осипова с нетерпением ждет того момента, когда она сможет привнести свои новые навыки в балет. «Гармония, которая присутствует в современном танце между вашим сознанием и телом, то, как движения рождаются из содержания ваших мыслей, – все это я хотела бы использовать в классическом репертуаре». Васильев смеется: «Лебединое озеро» в стиле Охада».

По мнению Охада Нахарина, чтобы ни исполняли Осипова и Васильев, они делают это великолепно. «Существует много танцовщиков в мире, среди них есть великолепные исполнители, однако, одухотворенные артисты весьма редки. Наташа и Иван обладают особой силой для создания возвышенных моментов. И даже если я смогу показать в программе один или два таких момента, то проделанная работа будет оправдана».