С того момента, когда к подавляющему числу украинцев пришло понимание, что за отказ развивать национальный оборонный потенциал приходится платить многими жизнями патриотов, участились дискуссии относительно формата будущих Вооруженных сил Украины. Оценки и призывы звучат разные, от невообразимого увеличения численности новой украинской армии до создания ракетного щита и формирования большого числа спецподразделений для борьбы с боевиками в приграничной зоне с Россией. Одни кивают на опыт развития армии Израилем с его гигантским опытом войны, другим больше по нраву швейцарский путь.
В любом случае, прояснение возникнет лишь после разработки и принятия основополагающих документов в сфере национальной безопасности — новой Стратегии национальной безопасности, модернизированной Военной доктрины, ряда обновленных Госпрограмм развития вооруженных формирований и самих вооружений. Тем не менее, вне зависимости от наполнения программных документов, власть не должна забывать, что армия — это, прежде всего, люди. И от того, как именно они будут обеспечены, будет зависеть и успех самого военного строительства.
Первичный вопрос обороноспособности
Сегодня активно обсуждаются очевидные вещи: необходимость появления мощного оружия сдерживания; создание многопрофильных спецподразделений в разных силовых ведомствах; развития ныне еще нетрадиционных сил обороны — информационных, кибернетических, разведывательных, для проведения специальных операций, включая асимметричные действия. Многие ведомства уже поспешили озвучить намерения в отношении наращивания оборонных мускулов. Скажем, первый заместитель командующего Национальной гвардией Украины — начальник штаба НГУ Александр Кривенко уже сообщил о намерении создать в составе НГУ Силы немедленного реагирования численностью порядка 500—600 человек в виде подразделений специального назначения, которые будут наиболее подготовлены. А также Сил оперативного вмешательства в составе частей НГУ в ряде городов. С логикой генерала Нацгвардии сложно не согласиться, как невозможно не поддержать заявление министра обороны Валерия Гелетея о необходимости безотлагательно развивать Силы специальных операций в составе ВСУ.
Но важно обратить внимание на другое — те проблемы и вообще узкие места Вооруженных сил, Национальной гвардии и Госпогранслужбы, которые необходимо решать при любой концепции и идеологии развития сектора безопасности. Они, как свидетельствуют военачальники, аналогичны: вопросы обеспечения техникой, связью, материально-техническими средствами. Вообще, создания действующей инфраструктуры логистики. Упомянутый генерал Кривенко особенно заметил в ходе парламентских слушаний 23 июля, что для НГУ проблема создания военных городков едва ли не самая тяжелая, поскольку развернуться Национальная гвардия должна на новых местах. Впрочем, и для части ВСУ наверняка станет актуальным вопрос «военного градостроительства» — в свете необходимой передислокации с центральных и западных регионов к восточной границе.
Сколько бы власть не делала ставки на патриотизм (конечно, в военное время его развитие и поддержание должно превратиться в часть доктрины государства), без всестороннего обеспечения деятельности солдата и офицера, без учета их интересов как авторитетных представителей общества, глобальный вопрос обороноспособности можно решить едва ли. Об этом ярко свидетельствует опыт ряда государств.
Так ВС Швейцарии, где численность армии составляет 155 тысяч человек, а в случае войны страна готова оперативно удвоить войско, вопрос организации обороны «стоит» колоссальных денег. Оборонный бюджет страны с населением 7,5 млн человек насчитывает почти 5 млрд долл. (Если бы пересчитать расходы применительно к украинским реалиям, они должны составить около 30 млрд долл.). Однако почему все мужское население страны почитает за честь служить в армии? Не потому ли Швейцария так расточительна, что общество чтит интересы солдата-человека? Действительно, авторитет службы поддерживается незыблемыми традициями и завидными ресурсами. Немаловажно, что армия страны с населением в два с половиной Киева насчитывает 14 эскадрилий с более чем 350-ю боевыми, 120 учебными самолетами и 100 вертолетами — это отражает отношение власти к обороноспособности. И хотя солдат-призывников гоняют с пяти утра до полуночи, это исключительно военная подготовка и отработка навыков эксплуатантов тех или иных вооружений. Уборка территории, наряды с караулами и мытьем посуды — функции аутсорсинговых организаций и частных фирм. Важно, что перед воинской повинностью все равны: дети генералов и политиков обязаны постичь военное дело не хуже менеджеров, адвокатов или медиков. В случае отлынивания — солидный штраф и даже тюремный срок. Плюс, можно легко стать изгоем общества и забыть о карьерном росте. Зато воинам и служебное жилье, и производственные льготы и финансовые компенсации, и сохранение рабочего места.
Многие отечественные стратеги сокрушаются: как готовиться воевать с циклопической военной машиной России, имеющей несопоставимую по численности армию? Ответ на этот вопрос, возможно, дал бы опыт Израиля. Страны, уступающей соседям по численности населения, и вынужденной в обозримой перспективе вести войну против численно превосходящего противника. Так же, как Россия Путина не признает Украину состоявшимся государством, так и соседи Израиля не принимают сам факт существования этой страны. Но идеология войны от Тель-Авива важна не только признанием, что ныне гораздо меньший упор должен делаться на использование тяжелых вооружений, тогда как основное внимание стоит обратить на оборонные технологии, включая беспилотные летательные аппараты и другие современные системы, которые дают значительное преимущество над противниками. Израиль также поражает серьезностью подходов к логистике. Ставки на сильную разведку, прослушивание и радиоперехват, активные действия в киберпространстве, — наряду с оснащением современным вооружением, это веские (и весьма денежные) аргументы. Оборонный бюджет Израиля в среднем составляет почти 14 млрд долл., что приблизительно в восемь раз больше украинского — при почти одинаковой численности армии (ЦАХАЛ насчитывает порядка 176,5 тыс. чел., ВСУ — около 180 тыс.чел.). Что ж, 36 месяцев для мужчин и 24 месяца для женщин — куда больший срок срочной службы, чем в забывшей о войне Швейцарии. Хотя «срочники» ВС Израиля имеют небольшое денежное содержание в размере около 130 долл., а в боевых частях — почти 200 долл., контрактник в среднем получает 6400 долл. в месяц. А сами призывники имеют довольно существенные льготы в области приобретения жилья и образования. Например, известно, что мобилизованные получают не только знания, необходимые в современном военном деле; специальные образовательные программы направлены на расширение и углубление общих знаний солдат, например, в области еврейской истории, географии, археологии. Армия также заботится о том, чтобы новые репатрианты и новобранцы с незавершенным образованием хорошо овладели навыками чтения и письма.
«Решить проблему логистики войск — значит обеспечить успех как тактических, так и стратегических операций». Эта мысль принадлежит израильскому генералу Галю Хиршу, командиру дивизии Галилея во время второй Ливанской войны в 2006 году. И следует признать, в большинстве сильных армий мира понятие логистики заключает в себе далеко не только подвоз боеприпасов и обеспечение разведданными. Идея мотивации военнослужащего решается в разных странах по-своему, но она всегда незримо присутствует, когда речь идет об обороноспособности. Например, в США поистине колоссальный уровень льгот для военнослужащих делает военную службу и привлекательной, и почетной. Кроме солидного пенсионного обеспечения и обязательных пенсий по инвалидности, власть предусматривает помощь в получении гражданского образования самими военнослужащими и членами их семей, предоставление страховых ссуд на строительство жилья или его ремонт, страхование жизни, медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и даже осуществление профессиональной реабилитации. Естественно, каждый пункт в этом перечне имеет значение, но трудно не согласиться, что такие вопросы, как обеспечение жильем и получение образования являются вопросами стратегического планирования собственной жизни. Понятно, что за американцами пока не угнаться. Но использовать лучшие решения вполне можно.
Логистическая и мотивационная линии обороны Украины
Логистическая и мотивационная линии обороны по большей части проходят в сознании каждого солдата и офицера, оттого они так важны. Как бы там ни было, в войне, подобной развернутой Кремлем, воюет даже не армия, усиленная подразделениями СБУ, МВД и ГПС, а весь народ. И вопрос стимулирования патриотизма и его поддержки остается ключевым для новой украинской власти — не случайно третья волна мобилизации среди населения получила гораздо меньшую поддержку, чем первые две.
Стимулирование патриотизма на Украине остается проблемой, решенной только наполовину. Нельзя сказать, что власть не старается. Замминистра социальной политики Украины Валерий Ярошенко проинформировал, что согласно Постановлению Кабмина №18 о выплате повышенного денежного обеспечения внедряется вознаграждение военнослужащим, как срочной военной службы, так и командного состава за непосредственное участие в антитеррористических операциях — в размере 100 процентов месячного денежного содержания, но не менее 3 тыс. грн. С 1 января 2015 повышается пенсия в случае потери кормильца (которая назначаются членам семей погибших при исполнении) — с 40 до 70 процентов денежного содержания кормильца на одного члена семьи, и больше 90 процентов — на двух. Определены и выплаты в случае гибели — 500 прожиточных минимумов, что составляет 609 тыс. грн, в случае инвалидности вследствие ранения — 250 тыс. грн, и в случае инвалидности в результате заболеваемости — 130 тыс. грн.
Если честно, то даже для периода де-факто военного времени это жиденькие достижения. А если говорить о создании на Украине армии нового формата, в том числе, с функцией защиты от сильного и численно превосходящего противника, подходы следует менять в корне. Человек в погонах по статусу и уровню социального обеспечения должен не догонять основную массу, а существенно ее превосходить. Только такой принцип позволит привлечь в армию и другие военизированные формирования (НГУ, ГПСУ, СБУ) людей с повышенным личностным потенциалом.
Уже сейчас, в ходе войны, следовало бы решать вопросы страхования жизни для участников боевых действий. Разработать новую идеологию наград, которые предусматривают определенные компенсационные действия государства (например, чтобы получающий звание Героя Украины претендовал на бесплатное жилье, а его дети — на бесплатное образование), высокие денежные вознаграждения, предусмотренные вместе с иными военными наградами. Для офицеров и контрактников должны быть предусмотрены разумно разработанные механизмы (в зависимости от выслуги лет) раннего ухода на пенсию, льготного приобретения жилья и образования. Все это на долгие годы (ведь конфронтация после войны продлится еще как минимум 3-5 лет) должно стать неотъемлемой частью военного противостояния путинскому Кремлю. Отдельно разработаны должны быть уровни денежного довольствия и вознаграждений для специальных штурмовых групп спецназа высокой квалификации (например, с функцией действий в тылу противника на глубине ТВД до 300 км) и ударных антитеррористических подразделений.
Обеспечение военнослужащих жильем — вообще отдельная, набившая оскомину, тема. Государство в течение двух десятков лет водило за нос людей в погонах — очередь безквартирных офицеров никогда не становилась меньше 40 тысяч. Хотя некоторые проворные военачальники сумели получить жилье несколько раз. То есть, с одной стороны, 23 года государство имело недействующую, в значительной степени коррупционную систему, а с другой, механизм льготного обеспечения жильем мог бы великолепно компенсировать отсутствие возможности платить из бюджета денежное содержание, скажем европейского уровня. Для этого лишь следовало бы запустить шестеренку административного ресурса. Так, более пяти лет тому была разработана жилищная программа для военнослужащих, которая в силу определенных причин не была запущена в президентскую каденцию Виктора Ющенко. Теперь ее легко можно было бы доработать с учетом уже военных событий последних месяцев. Можно без преувеличения утверждать, что решение жилищного вопроса для очень многих стал бы адекватным стимулом службы — как офицерской, так и по контракту.
Суть такой госпрограммы для военнослужащих (в том числе, в особый период) в получении государственных жилищных сертификатов. Финансовое соответствие каждого сертификата — основного инструмента, подтверждающего право на государственную субсидию при покупке жилья, — должно разрабатываться для различных категорий людей в погонах. Правда, специалисты настаивают, чтобы критериев не было много. Например, при индивидуальном расчете можно учитывать количество лет выслуги, число детей в семье и вопрос участия в боевых действиях. Естественно, чтобы денежный номинал государственного жилищного сертификата вычисляется из расчета средней рыночной стоимости строительства квадратного метра жилья в стране. В итоге, в обмен на жилищные сертификаты, военнослужащие могли бы получать жилье или использовать документ для покупки улучшенного жилья (доплачивая необходимую сумму к стоимости полученного сертификата). От соответствующих министерств и ведомств требовалось бы только одно — в кратчайшие сроки предоставлять информацию. Конечно, было бы необходимо задействовать специально уполномоченный банк (или банки) для ведения реестра и финансирования строительства жилья. А реализация госпрограммы должна опираться на механизм рефинансирования Национального банка. Для сокращения расходов бюджета, целесообразно уполномочить на ведение реестра именно коммерческие банки, у которых есть ресурсы для ведения такого реестра и создания соответствующего программного обеспечения. Финансисты убеждены, что такой подход снижает риск проведения спекулятивных действий с данными государственными жилищными сертификатами, а кроме того, вместе со строительством окажутся задействованными основные отрасли экономики, что в свою очередь, позволит большую часть средств пустить в реальный сектор отечественной экономики. По мнению разработчиков программы, от инвестирования в строительную отрасль возникает мультипликационный эффект, то есть, 1 гривна, вложенная в жилищное строительство, позволит осуществить прирост ВВП на 3—3,5 гривен — за счет улучшения ситуации и в смежных со строительством отраслях (спрос на строительные материалы, металлургия, дополнительные рабочие места и тому подобное). Таким образом, речь идет не только об обеспечении армии, но и о согласовании этого процесса с основными принципами роста экономики.
Подобным образом можно было бы рассчитать административные возможности для образовательных программ, медицинского, санаторно-курортного или пенсионного обеспечения. Главное помнить: люди в погонах — часть общества, которая готова брать на себя рискованную, специфическую ответственность.
P. S.: Президент Порошенко поручил министру обороны Украины Валерию Гелетею уволить двоих руководителей департаментов министерства обороны: «на основании расследования Генеральной прокуратуры и выводов о неэффективном использовании средств подразделениями Вооруженных сил и Национальной гвардии».