Вопрос можно поставить иначе: второй фронт, открытый Россией? Откровенно говоря, складывающаяся конъюнктура, возникающая расплывчатая картина и регионально-глобальное измерение проблемы, которая уже давно перестала носить локальный характер, заставляют задуматься о каждой из двух этих вероятностей.
Не прекращающийся украинский кризис и последние меры, направленные на то, чтобы зажать Россию в угол, могут привести к тому, что Кремль начнет искать для себя пути отхода. Самый важный из них связан с кавказским регионом. Поэтому, говоря о втором фронте, мы имеем в виду жаркие и никак не утихающие столкновения на границах Азербайджана и Армении.
Убийство 14 азербайджанских и 50 армянских военнослужащих за одну последнюю неделю сигнализирует о том, что в ближайшее время может произойти дальнейшая эскалация этого кризиса. Ситуация возможной войны, которая едва ли ограничится двумя странами, важна и с точки зрения демонстрации Россией своей способности дать симметричный или асимметричный ответ.
Но действительно ли Россия подстрекает этот кризис или же предпринимаются попытки подвести ее саму к серии свершившихся фактов? Кто ведет эту игру и зачем?
При взгляде на этот вопрос с точки зрения России мы видим, что в течение последних нескольких лет Москва стремилась собрать территории ближнего зарубежья воедино в рамках проекта Евразийского союза, а также проводила политику, направленную на усиление своей позиции на региональном и глобальном уровнях.
И здесь главная цель России — разумеется, обеспечить долговечность этого плана. Укрепление независимости государств ближнего зарубежья — не самое радостное событие для Москвы. Особенно если учесть, что эти государства проводят сбалансированную, многомерную внешнюю политику, в которой также присутствует выходящий на первый план фактор Запада.
Мы видим, что в российской внешней политике, а, следовательно, и в евразийском проекте, превалируют три государства: 1) Украина на линии Восточная Европа — Балканы — Европа — Черное море; 2) Узбекистан в Средней Азии; 3) Азербайджан на Кавказе. Если эти государства выходят за рамки проекта, то он становится колоссом на глиняных ногах. Рост прямого или опосредованного давления на эти страны (что в последнее время можно наблюдать в российской внешней политике) подтверждает этот факт.
Одно из названных государств, потерявшая Крым Украина, сейчас охвачена гражданской войной. Узбекистан сейчас изучает разные варианты: об этом говорят, например, запущенные в прошлом месяце инициативы по определению совместного будущего на линии Анкара — Ташкент.
Мы также видим, что в противовес Грузии, кавказской республике, не благосклонной к евразийскому проекту и получившей наказание в виде Абхазии и Южной Осетии, в проект была включена Армения, которая в этой связи приостановила процесс ассоциации с ЕС.
Таким образом, последние события на линии азербайджано-армянского фронта можно расценивать как угрозу в отношении Баку, который не одобряет проект Евразийского союза и демонстрирует склонность к многомерному расширению и углублению своих отношений с Западом и даже Израилем, прежде всего в области энергетики и оборонной промышленности. Возможно, посредством этих боестолкновений Россия хочет сказать Азербайджану: «Сейчас хозяин здесь я».
С другой стороны, можно предположить, что новый фронт после Украины в российском ближнем зарубежье открыли США, которые проводят политику окружения и начинают теснить Россию, стремясь через второй фронт продолжить формировать фланги в регионе и оказывать давление на Россию.
Посмотрим на события на Кавказе с этой точки зрения. Возможно, США с прицелом на Каспийское море и Кавказ выдвигают через Нагорный Карабах Азербайджан в ответ на меч, который обнажила Россия в энергетической сфере. Все это — для того, чтобы дать Москве сигнал о том, что проблемы региона будут лишь углубляться, и беспорядками будет охвачена такая ахиллесова пята российской политики, как Северный Кавказ.
Откровенно говоря, здесь возникает еще один вопрос: насколько сегодня, когда по причине украинского кризиса между Европой и Россией возводится стена, Россия может пойти на риск войны с неопределенными последствиями в непосредственной близости от своих границ? Ведь Россия возглавляет список стран, которые лучше остальных знают о том, что значат опосредованные войны в регионе.
С другой стороны, учитывая, что Россия пока обладает лишь ограниченными возможностями для того, чтобы ответить на американские атаки через более глубокие отношения с Китаем (ШОС и БРИКС), можно признать, что вероятность участия США в возникновении кризиса на Кавказе значительно возрастает.
С помощью этого кризиса США способны усилить свои позиции в украинском вопросе, отвадить Азербайджан от проекта Евразийского союза, пригрозить Армении, сохранить свое влияние в ближнем зарубежье России и Ирана, перехватить инициативу в политике по энергетической безопасности, а также разработать новую стратегию, направленную на то, чтобы держать Россию в отдалении от кризисов на Ближнем Востоке.
Другой момент, который Вашингтон не может не осознавать, заключается в том, что, пока Россия не выведена из игры, США не смогут достичь успеха в своей политике в отношении Китая, даже Ирана, а, возможно, в последнее время еще и Турции с Германией!