Вашингтон должен бросить попытки изолировать Москву и восстановить свое лидерство. Американскому руководству следует четко осознать, что нас ждет, если в течение следующего десятилетия обе страны будут вести себя как соперники.
Своенравная история достаточно часто, если не всегда, запирает ключевых игроков внутри событий, которыми они хотят руководить, скрывая от них возможные значительные последствия их действий. Так случилось на пути к Первой мировой войне, в тридцатые годы, и в период, когда после Второй мировой войны Союзники превратились в соперников первой холодной войны. И, кажется, подобное происходит и сегодня.
В России и на Западе лидеры по понятным причинам озабочены наиболее острыми и неотложными проблемами. Для Соединенных Штатов и их европейских партнеров это война в юго-восточной части Украины и соучастие в ней России. Для России это – последствия этой войны и вероятность, что судьба этого конфликта будет определена Соединенными Штатами и их союзниками. Требование времени определяет, как толкуются события. Для Соединенных Штатов, к которым теперь присоединились и европейцы, задача состоит в том, чтобы сжимать Россию в экономических тисках до тех пор, пока она не задохнется и не перестанет разжигать войну. Другая большая задача – помочь Украине модернизировать коррумпированную и разлаженную политическую систему, вытащить ее из экономической «ямы» и восстановить уважение к правительству среди большинства людей в восточной половине страны. Едва ли об этой задаче забывают, но она, несомненно, уходит на второй план.
У России другая, более сложная в своей ненадежности задача — сохранить рычаги давления на Киев, не давая ему разбить мятеж на востоке, одновременно смягчая изоляцию и санкции со стороны Запада. Что здесь следует делать России, чтобы Украина приняла вид, с которым Москва сможет смириться — вопрос открытый.
По мере развития событий россияне должны будут решить, правильно ли они видят проблему. Формулировку, принятую на Западе, можно понять, но она исторически недальновидна. Мы можем ее понять потому, что сама ситуация, в которой страна ( в данном случае Россия) поддерживает мятеж против правительства, политике и ориентации которого она противостоит, ни в коем случае не является уникальной в международных делах. Эта позиция была сформулирована по итогам захвата Крыма, ставшего вопиющим нарушением не только нынешних, но и сложившихся после Второй мировой войны международных норм. Но эта же формулировка восстанавливает конфронтацию между Востоком и Западом в Европе, давно забывшей, как казалось, все эти конфликты. В таких условиях найти какой-то способ превратить Москву из источника проблем в часть решения этой проблемы — вот ключевая задача американской и европейской политики.
Если мы неправильно подойдем к этой задаче – или, что еще хуже, будем игнорировать более далекую перспективу — нам не миновать появления новых серьезных угроз, не говоря уж о потенциально больших затратах. Опасность нависла прямо над нами. Если, как настаивает дальновидный российский аналитик Дмитрий Тренин, российское руководство «видит целью США не столько прекращение российской поддержки повстанцев на Донбассе или даже уход Москвы из Крыма, но — свержение путинского режима с помощью экономических санкций и народного недовольства, вызванного этими санкциями», то впереди лежит спираль эскалации, а не медленного исчерпывания кризиса. В таких условиях Россия, скорее всего, будет лишь повышать ставки, или, по крайней мере, оборонять свои позиции, но не отступать. Соединенным Штатам и Европе, как бы они ни были готовы ввести еще более жесткие санкции, нужно решить, будет ли достаточным просто разубедить Россию. Несмотря на то, что наносить ей поражение не обязательно, украинским военным, тем не менее, должна быть оказана серьезная помощь, причем не только в более основательных количествах и с предоставлением различных видов боевой техники, но и непосредственно, скажем, путем предоставления в режиме реального времени информации о целях для украинской артиллерии и авиации.
Опасности, таким образом, должны быть очевидны. Нам следует, однако, понимать, к каким потерям текущий подход приведет нас в долгосрочной перспективе. Эти будущие потери возрастают с каждым днем: здесь и прерванные связи между американскими и российскими учеными-ядерщиками, работающими по широкому спектру проектов, от мирного использования ядерной энергии до планетарной защиты от астероидов, и ставшие напрасными усилия по ликвидации ядерных материалов для оружия массового поражения по всему миру, и приостановление сотрудничества между Россией и НАТО в создании инновационных технологий для борьбы с терроризмом. На этом список жизненно важных проблем, по которым сотрудничество было прервано, вовсе не заканчивается. Дальше встают вопросы, что получится, когда Москва и Вашингтон станут противниками, а не партнерами в подходе к контролю над ядерным оружием и его распространению, изменению климата, терроризму и развитию и защите Арктики. Если, конечно, вы не настолько наивны, чтобы считать, что если Россия завтра выйдет из войны в Украине, то глубокие предубеждения, которые мы сейчас имеем друг против друга, просто испарятся.
Заглядывая еще дальше, следует спросить себя, как использование Западом экономических отношений в качестве оружия скажется не только на России, но и на долгосрочных международных экономических стратегиях других стран, например Китая? Сколько они инвестируют в защиту, которую смогут предложить альтернативные международные экономические институты, первой «ласточкой» которых, возможно, стал договор на бразильском саммите БРИКС в прошлом месяце (о создании банка БРИКС – прим. пер.)? Или насколько снизится преимущество США по мере того, как углубление американо-российской холодной войны увеличит поле маневра Китая и даст ему превосходство в этих трехсторонних отношениях?
Ничто из вышеперечисленного не говорит о том, что нам не следует принимать самые решительные меры для воздействия на Россию в связи с украинским кризисом. При этом следует все же действовать одновременно на двух уровнях: на одном уровне — более эффективно объединять усилия, направленные на прекращение украинской войны, с усилиями по ликвидации легитимной пропасти между Киевом и восточными областями. На другом уровне следует бросить попытки изолировать Москву и восстановить свое лидерство. Американскому руководству следует четко осознать, что нас ждет, если в течение следующего десятилетия обе страны будут вести себя как соперники, и в то же время предложить убедительное видение альтернативного будущего вместе с конкретными шагами, которые Соединенные Штаты готовы предпринять, чтобы оно состоялось. Тогда дело останется за путинской Россией.
Роберт Легвольд — почетный профессор факультета политических наук Колумбийского университета, специализируется на международных отношениях постсоветских государств.