Оглядываясь в прошлое, обнаруживаешь, что первые действительно масштабные экономические санкции, судя по всему, начал использовать Древний Китай.
Выстроив Великую стену, которая должна была защитить его от набегов кочевых племен, Китай отрезал себя от окружения столь совершенно, что его преимущество перед остальным миром было утрачено. Этим шагом Китай в свое время сделал себе экономическое харакири и теперь является примером страны, которая, сама того не желая, использовала санкции де факто сама против себя.
В наше время, вероятно, наиболее известное применение экономических санкций — отношение США к Кубе. Америка ввела их в 1960 году, и они действуют до сих пор. Однако столь же долго удерживаются у власти на Острове свободы братья Кастро, несмотря на то, что экономические трудности, вызванные санкциями, должны были их смести. Не получилось. Да, на Кубе живут плохо, но и в США трудно найти кубинские сигары.
Теперь на очереди санкции против России. Некоторые, в первую очередь американские, уже введены, другие же готовит Европа. Как обстоят дела тут? Санкции должны коснуться российских интересов на рынках капиталов, сферы обороны, страна должна лишиться современных технологий в энергетике, а также должен быть расширен список конкретных лиц, жизнь которых усложнится.
Но. Возможно, французы поддержат запрет на экспорт оружия, как только продадут русским два военных корабля боле чем за 1 миллиард евро. Британский премьер возмущается, что «мы ведем себя так, как будто Россия нужна нам, а не мы — России». Но, например, ЕС зависит от российского газа на 30%. И Владимиру Путину это хорошо известно, поэтому он столь же твердо отвечает: «Европа не может обойтись без русского газа».
Голос Германии, рассуждающей о санкциях, почти не слышен. Ведь в России бизнес ведут более 6 тысяч немецких компаний, что больше, чем из всех других стран вместе взятых. Торговля в России создает в Германии более 300 тысяч рабочих мест, и немецкая промышленность уже сейчас кричит, что санкции нанесут ущерб четверти немецких экспортеров.
Чешская Республика тоже не слишком «размахивает оружием санкций». Если речь идет о Китае, то недавно ЧР поменяла риторику о правах человека на материалистический бизнес, и, кажется, подобного курса она придерживается и в отношении России. Президент Земан — против нового эмбарго любого рода и даже продолжает рассматривать вопрос о безвизовом въезде для россиян.
В России работает более 400 чешских компаний. В прошлом году чешский экспорт в Россию достиг 116 миллиардов крон и из-за проблем российской экономики (еще не затронутой санкциями) снизился по сравнению с прошлым годом, как и немецкий экспорт.
Вот как много известий с одной стороны фронта. А что же вторая? Российские экономические интересы уже давно устремлены на Восток. Нынешняя ситуация этот процесс лишь ускоряет, и Россия тут может найти, со своей точки зрения, более надежных партнеров и новых экономических союзников, нежели рассерженная Европа. Появляются и сообщения, что в будущем Россия может взимать оплату за газ и нефть золотом. Не знаю, насколько эта идея реальна, но вряд ли она поспособствовала бы европейской экономике.
Но, как кажется, европейские поиски модели экономических санкций против России — это скорее шаг перестраховки в ситуации, когда мы не можем сделать ничего лучше. Я не отважусь заявлять, насколько санкции могут или не могут потопить Россию, и думаю, что этого на самом деле не знает никто.
Но я могу себе представить, что Россия может «дать жару» Европе, да так, что через пару месяцев нам может стать очень холодно. Ведь любые санкции во все времена всегда обращались против всех.